Xenomorph » matrix » С этим миром что-то не так, но что?
Сегодня, 13:16

С этим миром что-то не так, но что?

Категория: matrix

С этим миром что-то не так, но что?

Текст, который вы сейчас читаете, основан не на фантазиях или эзотерике, а на реальных научных концепциях, гипотезах и экспериментах, обсуждаемых в физике, нейронауке и философии сознания.

Всё, о чём пойдёт речь, — это интерпретации существующих исследований, а не конспирология. Просто я рассказываю о них проще, как человек, которому действительно интересно понять: а что, если реальность — не то, чем кажется?

Иногда накатывает странное чувство, будто всё вокруг — не по-настоящему. Люди, звуки, события — всё вроде бы есть, но в этом «есть» чувствуется некий сбой. Знакомое чувство? Такое ощущение, будто ты смотришь фильм, а не живёшь.

Просто красивая картинка из интернета
Когда я впервые задумался о феномене дереализации, я думал, что это чисто психологическая штука — стресс, усталость, недосып. Но чем глубже копаешь, тем больше понимаешь: а вдруг всё это действительно ненастоящее? Вдруг мы не ошибаемся в ощущениях, а просто начинаем видеть границы программы, в которой живём?

Когда-то я наткнулся на роман «Симулакрон-3», где мир оказывается компьютерной симуляцией. Люди в нём живут обычной жизнью, не зная, что за их вселенной — сервера и наблюдатели. Тогда я подумал: окей, фантастика. Но потом вспомнил, что ведь и мы видим только то, что мозг разрешает нам видеть. Мы не воспринимаем реальность напрямую — только модель, отрендеренную через органы чувств.

А если за этой моделью есть ещё один уровень — кто сказал, что мы способны его обнаружить?
Физики, как выяснилось, давно наступают на те же грабли. Возьмём, например, Леонарда Сасскинда и его идею о голографической Вселенной. Он утверждает, что всё пространство — это просто отображение информации, записанной где-то на границе. Как будто сама реальность — это не объём, а код, развернутый в трёхмерный вид.

Леонард Сасскинд — американский физик-теоретик, который в 1990-х годах выдвинул идею о том, что вся Вселенная является голограммой.

Суть теории заключается в том, что известные физические законы на самом деле не требуют наличия трёх измерений. Вселенная вокруг нас является трёхмерной, но «в реальности» она представлена в виде двумерной. Основа идеи лежит в том, что объём её пространства «закодирован» в определённых границах, или в так называемом поле гравитационного горизонта, чьи границы зависят от точки наблюдения.

Голографический принцип Вселенной родился из обсуждения термодинамики чёрных дыр. Сасскинд подробно писал об этом в книге «Война при чёрной дыре. Моё сражение со Стивеном Хокингом за мир, безопасный для квантовой механики».

В 1994 году Сасскинд опубликовал работу «Мир как голограмма», в которой использовал теорию струн как возможный способ реализации идеи.

Следует отметить, что прямых доказательств того, что Вселенная на самом деле представляет собой двумерную голограмму, нет. Скорее, это интригующие предположения о том, что Вселенная может быть голограммой.


Отсюда вытекает и странная история про чёрные дыры. Снаружи падающий объект вроде бы «сгорает» на горизонте, а для самого падающего — спокойно летит внутрь. Обе версии реальны, но противоречат логике. Единственное, что их примиряет — если пространство действительно вычисляется, как программа, где разные наблюдатели получают собственные рендеры сцены.

А дальше начинается уже бездна: голографический принцип утверждает, что вся Вселенная может быть двухмерным кодом, создающим иллюзию трёхмерности. Мы буквально — «голограммы из квантовой информации».

Физик Джон Уилер когда-то сформулировал идею: «It from bit» — всё рождается из информации. Материя, энергия, пространство — это следствие данных, а не наоборот. А Брайан Грин добавил к этому идею множественности миров: наш — лишь один из бесконечного числа симуляций, запущенных по разным параметрам.

Если принять это всерьёз, то можно вспомнить принцип Тьюринга — всё, что можно вычислить, можно смоделировать. Даже мышление. Тогда и сознание, получается, всего лишь алгоритм. А если так — то что мешает ему существовать внутри вычислений?

Философ Ник Бостром подлил масла в огонь: если цивилизации развиваются до сверхвычислительных мощностей, то они будут симулировать прошлые миры. И если таких симуляций миллионы, то шанс, что мы живём в оригинале, а не в одной из копий, стремится к нулю.

Но как же всё это работает технически? Чтобы симулировать целую Вселенную, нужен колоссальный компьютер. Однако, как и в видеоиграх, вовсе не обязательно рендерить всё сразу — достаточно того, что видит игрок.

Отсюда и парадокс Ферми — почему мы одни во Вселенной? Может, потому что остальное просто не загружено. Зачем симуляции просчитывать инопланетян, если сценарий сосредоточен на нас?

Кстати, космос у нас почему-то плоский — а вероятность этого ничтожно мала. Может, это просто упрощённая геометрия мира для экономии ресурсов? Или, скажем, вселенная-тор — замкнутая, как карта в игре, где идёшь прямо и возвращаешься в ту же точку.

А дальше начинается совсем геймдев: Планковская длина — минимальный «пиксель» пространства, скорость света — максимальный FPS, лоренцево сокращение — графический баг при быстром движении. Даже эксперимент Уилера намекает, что прошлое дорисовывается только после наблюдения, словно движок подгружает детали, когда на них смотришь.

Если всё это — вычисляемая модель, то сознание в ней играет роль камеры
Антропный принцип утверждает: мир идеально подстроен под нас. Почему? Может, потому что мы — его условие существования. Вигнер и фон Нейман вообще предполагали, что физическая реальность возникает только тогда, когда кто-то смотрит.

А если так, то философский зомби — это просто «Персонаж без интерфейса сознания». И если сознание можно запустить на компьютере, то почему бы и нет — рай, ад, «прошлые жизни» могут быть просто разными симуляциями одной программы.

И всё же…
Когда складываешь всё это воедино — дискретность пространства, голографию, квантовую странность, «баги» восприятия и поведение материи — вывод напрашивается сам: всё указывает на то, что мы живём в симуляции.

Но знаете, что интересно? Даже если это правда — от этого ничего не меняется. Всё, что у нас есть — ощущения, мысли, любовь, боль, музыка, случайности. Реальны ли они «по ту сторону кода» — не важно. Потому что если симуляция способна подарить нам чувства, то она уже стала реальностью.

Хочешь — верь, хочешь — нет
Но когда в следующий раз почувствуешь, что мир чуть «глючит», не пугайтесь. Может, просто очередной программист залил багнутое обновление?...

* * *




_

© www.yaplakal.com

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.