Игры, деньги на которые собирали всем миром с помощью Kickstarter, потихоньку начинают выходить в свет. Как правило, пока это небольшие проекты, разрабатываемые малочисленными командами энтузиастов, а то и вовсе одиночками.
Но во многом именно от успеха первых релизов зависит судьба краудфандинга в игровой индустрии — станет ли он популярным способом создания бюджета для независимых разработчиков или войдет в историю как забавный казус, на который возлагали так много надежд.
До выстрелов главных калибров, таких как Wasteland 2, Torment: Tides of Numenera или Project Eternity, на создание которых фанаты выделили шестизначные суммы, еще далеко, а вот артиллерия ближнего боя уже в деле.
Faster Than Light, собравшая денег в 20 раз больше, чем запрашивали авторы, показала, что простота идеи и исполнения еще не означает отсутствие интереса у публики. StarDrive, еще одно с виду незамысловатое детище Kickstarter, пусть и не может похвастаться астрономическими показателями пожертвований, но любопытство у поклонников 4X-стратегий вызывает не меньшее.
(Если начать новую игру за людей, стартовой областью будет наша родная Солнечная система со всеми планетами)
Мечты сбываются
Главный источник вдохновения авторов — знаменитая серия Master of Orion. StarDrive переполнена отсылками к этой нестареющей классике — начиная от особенностей геймплея, заканчивая названиями и внешним видом некоторых инопланетных рас. Но заимствования (в данном случае это не слепое подражание, а, скорее, попытка вдохнуть новую жизнь в интересные идеи) одной лишь серией MoO не ограничиваются.
Такое ощущение, что разработчики решили взять все яркие задумки как классических 4X-стратегий, так и инди-новоделов на космическую тематику, заметно расплодившихся за последнее время, и слепить из всего этого многообразия такую игру, что сможет максимально приблизиться к недостижимому пока идеалу 4X.
Сколько стратегий, так похожих друг на друга в попытках дотянуться до славы Master of Orion, вышло за последний десяток лет? Вот и в StarDrive, на первый взгляд, нет ничего необычного — но только на первый взгляд. Игроку, как повелось, доверяют бразды правления одной из начинающих осваивать космос цивилизаций, которую он должен привести к господству над всей галактикой.
Сражения огромных флотов межзвездных кораблей, бомбардировка и десантный штурм вражеских планет, исследования и колонизация неизведанных миров — все это вряд ли кого-то сейчас удивит. Но вскоре понимаешь, что здесь все не так просто, как кажется. И дело вовсе не в «реал-тайме», что довольно нетипично для космических 4X.
Вся суть, как водится, в мелочах. Взять, к примеру, создание собственной расы: процесс не ограничивается выбором одного варианта из восьми предложенных — кроме индивидуальных особенностей каждой империи имеется возможность подобрать уникальную комбинацию из достоинств и недостатков в соответствии с выбранной стратегией.
Например, если хочется побеждать не грубой силой, а хитростью, то можно сделать представителей своей цивилизации неповоротливыми увальнями, что дает штраф к пилотским навыкам, а освободившиеся очки потратить на покупку расового умения «Двуличность», благодаря которому шпионы будут гораздо эффективнее.
(Процесс проектирования новейшего крейсера сверхсекретной модели «New Cruiser» в самом разгаре)
Если процесс создания своей расы в некоторых стратегиях имел и лучшее воплощение, то конструктор кораблей, тоже привычная уже «фишка» подобных игр, здесь доведен практически до совершенства. Каждое судно разделено на множество мелких ячеек, заполнять которые можно вручную, самостоятельно выбирая комплектацию.
Верфь предоставляет только внешний вид корабля (у каждой расы свой набор корпусов) и количество доступных слотов оборудования, а что получится в итоге — зависит только от генерального конструктора, в роли которого придется провести не один час.
Создать удачную модель звездолета довольно непросто, ведь проектирование не ограничивается простым забиванием доступных ячеек самыми мощными «пушками» — необходимо учесть запасы энергии, проложить силовые кабели по оптимальному пути, защитить важные узлы корабля броней и щитами, расположить зенитные турели так, чтобы вражеские истребители не могли подкрасться вплотную…
Чем дальше продвигаешься по специальной цепочке научных исследований, тем больше доступных моделей корпусов и выше разнообразие оборудования. Под конец партии на верфь приходится тратить немало времени: надежды на уже готовые шаблоны нет — лучше создавать каждую модель под себя, в зависимости от возлагаемых на звездолет задач.
Идеальный корабль собрать не получится — против «заряженной» по самому последнему слову техники «Звезды смерти» размером с Луну рано или поздно найдется средство. Например, один меткий выстрел пилота небольшого истребителя может привести к уничтожению даже такого монстра — а все потому, что ядерный реактор, сердце каждого судна, оказался не прикрыт броней.
А еще StarDrive не стесняется передавать проекты игрока искусственному интеллекту, поэтому не удивляйтесь, встретив в другой партии свой уникальный дизайн в качестве основы для звездолетов других рас.
(Экран дипломатии, уникальный для каждой расы, достоин отдельной похвалы)
На конструировании корпусов возня с кораблями не заканчивается. Меняем костюм главного конструктора на генеральский мундир — к нашим услугам неплохо проработанный редактор флотов, позволяющий не просто указать состав и численность флотилии, но и задать линию поведения в бою для каждого конкретного корабля в ее составе.
Такой подход к тактике космических сражений позволяет избавиться, насколько это возможно, от микроконтроля в битвах. Один из главных недостатков большинства 4X — необходимость самостоятельно вести в бой чуть ли не каждый кораблик — весьма плачевным образом сказывался на удовольствии от игры во время затяжных партий. Здесь же можно ощутить себя автором военной доктрины, но никак не «ванькой-ротным», указывающим цели каждому отдельному «юниту».
Что удивительно, в StarDrive имеется еще одна «фишка», прямо противоположная по значению редактору флота. Если уж кому по душе микроконтроль — так пусть будет самый полный! Да, в удобный момент можно взять любой свой корабль под непосредственное управление.
Клавишами задаем движение, мышкой стреляем — нечто подобное было в аркадных боях «Космических рейнджеров», только здесь звездолеты чуть более неповоротливы.
Само собой, эти два подхода к управлению кораблями можно и нужно комбинировать — к примеру, ничто не мешает автоматизировать флот так, чтобы его основная задача заключалась в обеспечении защиты флагмана, взятого игроком под свое непосредственное командование.
Творение Zero Sum Games не совсем 4X в привычном понимании. Из четырех составляющих классической формулы — «eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate» — большее внимание уделено последнему элементу.
Экономикой и другими «мирными» делами заниматься придется постольку-поскольку, да и проработана данная часть игры совсем скудно — это стратегия про войну, а не про развитие цивилизации и исследование космоса. Но кто сказал, что это плохо?
(Пришло время очистить родные системы от пиратов, пока хорошие отношения с другими расами позволяют на время забыть о внешней угрозе)
Все только начинается
StarDrive, созданная практически в одиночку, в отличие от большинства проектов за авторством небольших команд, смотрится на редкость симпатично. Графика не может похвастаться использованием самых последних технологий, но выглядит стильно и обходится без корявости в духе Distant Worlds.
Просто отлично сделан анимированный экран дипломатии — картинкам оттуда самое место на рабочем столе в качестве «обоев» или экранной заставки. Никакого 3D нет и в помине (да и не нужно оно здесь), зато можно свободно менять масштаб: от обзора половины галактики до максимального приближения, при котором один корабль занимает большую часть экрана, — один поворот колесика мышки.
И все на удивление плавно. Впрочем, с работоспособностью у StarDrive пока не все столь радужно — предпочитая не размениваться на такую мелочь, как «тормоза», игра довольно часто с ходу вылетает на рабочий стол. Разработчики успокаивают, мол, это дело поправимое, и регулярно выпускают новые патчи.
Авторы обещают не только поработать над стабильностью. Те возможности, что имеются на данный момент, далеко не самые интересные. Уже точно известно, что в StarDrive добавят мультиплеер, о котором грезят фанаты с момента выхода первой бета-версии.
Но, пожалуй, самое интригующее из обещаний — это новый игровой режим, где управлять придется не целой империей, а всего лишь одним корабликом, в то время как остальные расы выясняют отношения в стандартной 4X-стратегии.
Должно получиться нечто среднее между Drox Operative и Star Control 2; причем этот режим будет доступен и в мультиплеере. Выглядит весьма заманчиво, но для воплощения в жизнь этой идеи придется основательно поработать — получится ли сделать достойную RPG из стратегии?
Впрочем, архитектура игры достаточно проста для переделки. Задолго до релиза StarDrive успела обзавестись множеством любительских модов — поддержка модификаций с самого начала была далеко не последним пунктом в списке приоритетов разработки. Модов хватает — от простых, вроде замены текстур, до глобальных, довольно сильно меняющих процесс завоевания галактики.
(Партия с самого начала обещает быть трудной — недружелюбные соседи заметно опережают мою империю в развитии)
***
Подход к созданию игр «от фанатов — фанатам» лишний раз подтвердил свое право на жизнь, а Kickstarter может сделать еще одну «зарубку на прикладе» — за совсем несерьезный бюджет появилась неплохая стратегия, которая будет интересна как знатокам жанра, так и тем, кто только начал знакомство с миром 4X-стратегий. Ну а стабильно растущее комьюнити, пополняющее копилку модов, и заверения разработчиков не останавливаться на достигнутом, подкрепленные делом, говорят о том, что у игры большое будущее.
Плюсы: отличная графика; богатые на возможности редактор флотилий и конструктор кораблей; атмосферная «космическая» музыка; поддержка модификаций.
Минусы: необходимо привыкнуть к интерфейсу, который порой ставит в тупик; частые вылеты на рабочий стол.
_