Последнее время я наблюдаю большое количество восторженных откликов по поводу SteamOS и SteamMachines (ранее называвшихся SteamBox).
Восторженность эта мне совершенно непонятна, и ниже я хочу объяснить, почему, отвечая на аргументы, приводимые, в частности, здесь же, на d3. (Понятно, что в некоторых местах я утрирую и упрощаю, но, даже если вдаваться в детали, моя позиция будет понятна и недалека от реальности).
> Ура, вся коллекция игр из Steam'а будет доступна!
Нет, не будет. SteamOS — это Linux–дистрибутив. На момент написания под Линукс было портировано 370 игр из более, чем 3000 доступных под Windows. Более того, среди этих игр практически отсутствуют игры класса ААА от крупных издателей (например, EA, Ubisoft и т.п.). Те, что представлены — это OrangeBox от самой Valve. Самая новая игра из этой коллекции — Half–Life 2: Episode Two, выпущенная в 2007–м году.
> Да ладно, рано или поздно все это будет!
Будет ли? Любая новая игровая приставка, которая выходит на рынок и претендует на успех, имеет при выходе следующее:
— набор новых игр
— поддержку крупных издателей (Ubisoft, EA, Konami, Capcom, Sega, Activision Blizzard и т.п.), которые уже в ближайшем будущем (до года) готовы выпустить как минимум одну игру под эту приставку
— заявленные одна–две эксклюзивные игры от тех же паблишеров
Об этом становится известно задолго до выхода приставки. Что нам известно о поддержке SteamOS/Machines? Что их поддерживает Valve, у которой последняя крупная игра была издана 5 лет тому назад (DotA — это хорошо, но DotA — это мало). Больше никто ничего не говорил ни об играх, ни о портировании, ни о поддержке.
Есть буквально два заявления. Первое — от бывшего президента EA, который сказал буквально следующее: «да, концепт интересный, но посмотрим». Второе — от DICE, которые, по сути, сказали: «мы были бы заинтересованы в переходе на Линукс, если бы кто–то сделал это до нас.». То есть никто даже не задумывается о том, чтобы окунуться в SteamOS/Machines первыми. «Пусть это сделает кто–то другой».
> Ну и пусть, зато можно будет с компьютера играть Windows–игры на SteamMachine!
Да, можно будет. Но для этого надо будет запустить игру на PC. То есть, для того, чтобы играть в одну игру одному человеку, надо будет занять и приставку и компьютер. Это не проблема, когда ты — одинокий геймер–хикки. Но если вас в доме двое–трое–…–n человек, такой расклад очень быстро становится проблематичным.
Приставки конкурентов этой проблемы, понятное дело, лишены.
> Да ладно, будут портировать, куда они денутся. Не сейчас, так потом!
Этот аргумент опирается на несколько под–аргументов, о которых пойдет речь ниже
> Подаргумент 1. Портировать под Линукс не сложнее, чем под PS3!
На основе чего делаются такие заявления, мне неизвестно.
Одним из главных плюсов игровых приставок в том, что их конфигурация и софт известны, и не меняются на протяжении многих лет. Это позволяет тому же Ubisoft'у сократить стоимость переноса на Wii U до всего лишь одного миллиона долларов за игру.
В случае с PC в целом и Линуксом в частности издатели имеют дело с миллионом различных конфигураций. В Линуксе это усугубляется миллионом различных дистрибутивов с несовместимыми и часто неявными отличиями друг между другом, все еще проблемами с драйверами и т.п.
> Подаргумент 2. Но SteamOS — это стандартизированная платформа!
В чем она стандартизирована, кроме имени? Это — всего лишь еще один дистрибутив Линукса, отданный на откуп поставщикам железа. Даже Valve открыто об этом заявляет: «мы работаем со несколькими партнерами над тем, чтобы выпустить разнообразные SteamMachines на рынок». Чем это отличается от обычного PC с его зоопарком конфигураций? Да ничем.
Во многом Valve пытается повторить подход Андроида: бесплатная ОСь, множество поставщиков.
Понятно, что у SteamMachines не будет такой разницы в размерах экрана, но вся остальная начинка отдается на откуп производителям. Что же стандартизированного будет в этой платформе?
> Зато в Steam —60 миллионов подписчиков, им ничего не стоит перейти на Steam OS! И поэтому это станет причиной для издателей портировать игры!
60 миллионов подписчиков Steam не означают, что они все перейдут на SteamOS.
На Playstation Online уже есть 90 миллионов пользователей.
На GameCenter (iOS) уже есть 67 миллионов пользователей.
На Xbox Live уже есть 48 миллионов пользователей.
Сколько будет пользователей на SteamMachines? 1 миллион? 10? 40? Когда будут получены эти цифры, и что они принесут издателям? И главное — откуда уверенность о том, что «будет легко перейти на SteamOS»?
Во–первых, переход на SteamOS — это инвестиция. Инвестируя в PS/XBox игрок будет уверен в том, что он получит множество новых разнообразных и продолжение многих любимых игр. Инвестируя в SteamMachine, он получает пшик или необходимость включать PC для игры. Если все равно надо включать PC, то зачем инвестировать в SteamMachine? Можно инвестировать в XBox/PS, а в остальные игры играть на PC.
Во–вторых, SteamOS — это новая ОСь. Что именно должно побудить пользователя перейти на эту ОСь? Наличие игр? Но их там нет (см. первый пункт этого текста). Наличие привычных пользователю программ и/или их аналогов? Зависит от пользователя. Но если у него уже есть PC/Mac со Steam’ом, зачем ему нужна SteamOS? Он все равно получает игры и ему не надо переходить в незнакомую ему среду.
На фоне того, что изначально непонятно, нужна ли SteamMachine как таковая, уверенность, что многие пользователи с радостью пересядут на SteamOS вне SteamMachine, как минимум непонятна.
> Но для PS/Xbox/iOS/Android разрабатывают же! И деньги зарабатывают! И для SteamMachines будут!
Про приставки — выше. Фиксированное и известное железо и софт на протяжении многих лет, уже готовая и во многом лояльная аудитория, для которой нет смысла переходить на SteamMachine.
Каждая успешная приставка–новичок выходила на рынок с экслюзивными играми и поддержкой крупных издателей. См., например, первый PS (Konami, Namco, Midway и EA в издателях; Myst, Tekken, Rayman, X–COM, FIFA, и т.п. в первый же год) или первый XBox (EA, Eidos, Konami, Midway, LucasArts в издателях; Halo: Combat Evolved, Madden NFL, Tony Hawk, Dead or Alive 3, Max Payne, Silent Hill 2 в первый же год). Есть что–либо подобное для SteamOS/Machines? Нет, и не предвидится.
На iOS и Android игры пришли благодаря популярности платформы. А эту популярность еще надо получить. Причем на Андроид нормальные игры пришли все же с опозданием (еще пару лет тому назад интернет был заполнен нытьем, что хорошие игры появляются на iOS, а на Андроид их не портируют).
Можно предположить, что для SteamOS/Machines будет нечто подобное. Мол, станет мегапопулярным, а там и игроделы (в том числе и крупные) подтянутся. Но есть одно крупное но: а засчет чего эта популярность появится? Но это нас возвращает ко всем предыдущим пунктам.
> Но там же контроллер такой крутой!
И? Одним контроллером популярность не делается. И контроллер не решает всех вышеперечисленных проблем. Ну и если он такой крутой, его быстренько склонируют (если позволят патенты и лицензирование) конкуренты, и преимущество потеряется. См. битву контроллеров между WiiMote/Playstation Move/Kinect