В одном из кланов зимбабвийского племени макиши древний культ предков получил неожиданное развитие. В качестве первопредков они отныне почитают Бивиса и Батхеда, персонажей популярного и скандального американского мультипликационного сериала. Дело в том, что макиши всегда почитали своих мифологических персонажей – близнецов-антиподов, и вот теперь, когда в племени появился телевизор, героев опознали, и они понравились. Состоявшийся на прошлой неделе совет вождей санкционировал почитание мультипликационных образов.
Уже появились первые ритуальные маски, одна из которых, изображающая Батхеда, была подарена корерспонденту «i». Увидев в данной новости интересное, с точки зрения религиозной и социальной психологии, явление, мы обратились за комментариями к специалистам Британского института социально-антропологических исследований (BISAR). На вопросы корреспондента «i» отвечает сотрудник департамента первобытного искусства Джеймс Кромптон.
– Истоки культа Бивиса и Батхеда следует искать не в психологии африканцев, а в психологии создателей мультипликационного сериала, который критикуют, а кое-где даже запрещают за то, что он якобы пропагандирует агрессивный примитивизм.
Надо сказать, что этика и эстетика сериала про этих двух злобных дебилов целиком укладывается в мэйнстрим искусства XX века: эстетика примитивизма и этика деконструкции. Начиная с импрессионистов, вдохновлявшихся в свое время первобытным искусством народов Полинезии, и кончая некрофильскими инсталляциями современных художников с использованием человеческих органов или съемками расчлененных трупов из архивов спецслужб.
– Но ритуальное искусство – это искусство не созерцания, а действия, в нем эстетический объект – всего лишь знак, как в театре концептуальный элемент декорации. То есть эстетика ритуального искусства определяется содержанием этого знака, его смысловым значением, а не условным изяществом форм.
А в современной мультипликации примитивная форма подается как ценная сама по себе – вне какого бы то ни было смыслового и тем более религиозного содержания. Почему же макиши так запали на мультяшных дебилов? Что они в них увидели? И вообще почему они, чернокожие люди, считают своими первопредками белых персонажей?
– В их преданиях первые люди – два близнеца-антагониста – именно белые. Они же боги. А образы богов конструируются по законам инверсии сакральное – профанное, черное – белое... Предки – они в каком-то смысле антилюди, с них только начинается переход к собственно людям. Потому и белые.
У многих африканских племен белый цвет – как раз цвет перехода. Мальчиков в период полового созревания, переходящих из разряда детей в разряд взрослых воинов, там в ритуальных целях красят белой краской, и на то время, пока эта краска не сойдет, они должны жить в одиночестве в саванне.
Так что с белым цветом как раз все понятно.
В мультфильме макиши увидели адекватное отражение этой идеи: два вечных дауна неопределяемого возраста, ведущие разговоры исключительно о «телках, жопах, членах», были восприняты исключительно как человеческая протоплазма – физиологическая и духовная протоматерия, из которой и произошли люди.
Обратите внимание, что во всех мифологиях образ культурного героя, трикстера асоциален, если не откровенно деструктивен. Это персонажи, нарушающие запреты. Кстати, уверен, что именно в этом следует искать и причину такой популярности сериала в развитых странах – в его воздействии на подсознание аудитории.
– Значит, можно сказать, что в данном случае европейская цивилизация заимствовала у аборигенов идею примитивного образа с богатым содержанием, выхолостила это самое содержание и вернула аборигенам идею опустошенной, а они ее вновь принялись наполнять?
– Примерно так, примерно так. Но, несмотря на всю очевидность тезиса, это утверждение все-таки остается нашей гипотезой, над которой сейчас работают наши специалисты по истории ментальности и религиозной семиотики.
А пока специалисты работают, племя, которое до сих пор подключало телевизор к аккумулятору трейлера, обратилось к правительству с требованием провести в их хижины электричество, телевидение и обеспечить людей необходимым количеством телеприемников.