Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила сделку между крупнейшими игроками глобального рынка ГМО и пестицидов - немецкой химической компании Bayer с американской Monsanto. Таким образом, Bayer, в конце концов, приняла условия российского ведомства и согласилась на передачу технологий, используемых компанией, отечественным аграриям.
Казалось бы, мы наблюдаем победу российской антимонопольной службы в мировом масштабе, но экспертное сообщество, как и сами аграрии, радоваться, мягко говоря, не спешат.
Сделка оставляет "мутное" ощущение, отмечают эксперты, мы получаем гиганта ГМО-индустрии, способного влиять на весь мировой сельхозрынок. Речь идет не просто о семенах и технологиях производства, а о будущем наших детей.
Россия сама поставил себя под удар, впустив на свою землю нового управленца, да еще и вооруженного ГМО. И это несмотря на то, что в свое время наша страна приняла решение отказаться от производства генно-модифицированных семян и держать курс на органическое производство.
"Огромная сделка по поглощению компанией Bayer компании Monsanto в российской юрисдикции завершена", - рапортовал глава ФАС Игорь Артемьев. В рамках достигнутых договоренностей, России будут переданы современные технологии, которыми эти компании занимались многие десятилетия, с гордостью отметил руководитель антимонопольной службы.
Напомним, что речь идет о сделке такого масштаба, что она потребовала одобрение регуляторов всего мира – стоимость поглощения одного гиганта другим оценивалась в $66 млрд ($128 за акцию Monsanto). По итогам слияния, мировой аграрный рынок получает мощного игрока с капитализацией $120 млрд и ежегодной выручкой в $23 млрд, который оставит позади DowDuPont, BASF и ChemChina.
Американский монстр Monsanto известен разработками в области ГМО, а Bayer является одним из крупнейших в мире производителей химических удобрений.
О сделке двух компаний было объявлено еще в 2016 году, но с тех пор Bayer пришлось немало "попотеть", добиваясь соглашений со всеми заинтересованными ведомствами – "антимонопольщиками" США, Европы, Китая и других стран.
Когда пришла очередь ФАС, ведомство выставило компании ультиматум: поскольку их объединение угрожает российскому рынку, одобрение Артемьева можно получить только через передачу технологий немецкого гиганта (результат многолетних дорогостоящих исследований) России.
Речь идет о передаче отдельных молекулярных средств селекции семян и технологий цифрового земледелия, также немецкая компания предоставит доступ к своей цифровой платформе и даже обучит российских специалистов на базе специального построенного научно-учебного центра биотехнологий растений.
Координацию трансфера технологий будет осуществлять Центр технологического трансфера (ЦТТ), основанный на базе Высшей школы экономики – той самой организации, которая и помогала антимонопольному ведомству формулировать требования к Bayer.
В ведомстве, кстати, пояснили, что сделка с Bayer является "пилотным проектом" в стратегии по трансферу технологий в отечественную экономику, потенциально повышающих ее конкурентоспособность. При этом заверили: объединенная компания будет действовать в условиях установленного российским законодательством запрета на поставку генно-модифицированных семян.
"Продавливая" Bayer, ФАС постаралась добиться прорывных преимуществ для российских аграриев, которые их… сильно напугали!
Как ранее писал "Царьград", по мнению экспертного сообщества, России необходимо возрождать отечественную селекцию, а не поощрять проникновение западных структур.
"Весь мировой генофонд ценных культур сосредоточен в руках пяти частных транснацкорпораций. И они охраняют свои секреты строже военных", - заявил академик РАН, РАСХН и РАЕН Виктор Драгавцев. Он предупредил, что "в открытом доступе у Monsanto лишь гибридные семена – так называемые "сорта-терминаторы", дающие урожай только первый год и подсаживающие фермеров на иглу от ГМО-гиганта.
В Российском соевом союзе (РСС) также отметили, что опасаются последствий объединения двух компаний: новый "монстр" будет настолько силен, что сможет диктовать условия всему аграрному рынку. Не удивительно, ведь перед "скоростными" и "высокоурожайными" технологиями транснациональной компании российский фермер абсолютно бессилен. Как в таких условиях развивать "органику", рынок которой сулит российским производителям огромные возможности, экспертам и профучастникам аграрной отрасли совершенно непонятно.
Как отметила в беседе с "Царьград" юрист-эколог, консультант-эксперт по экологическому праву и вопросам продовольственной безопасности Общественной палаты России Ольга Разбаш, никакого публичного обсуждения этой сделки не было, решение принято регулятором без консультаций с экспертным сообществом. "Но ведь речь идет о рисках продовольственной безопасности страны, и они очень высоки", - сказала она.
По ее словам, ФАС "соблазнился" возможностью доступа к адаптированным под эффективное земледелие технологиям, это важно, но на другой стороне весов – "наша относительно чистая Российская земля", наши ресурсы, наше будущее, и наша продовольственная безопасность.
Для экспертного сообщества выбор очевиден, от того и такая обескураженная реакция аграрных союзов и объединений на сделку с ГМО-гигантами, имеющими весьма неоднозначную репутацию.
Российская ФАС сделала другой выбор, и теперь, по словам госпожи Разбаш, "совершенно непонятно, как его оспорить".
"Угроза российскому земледелию огромна, на наш рынок вторглись крупные игроки, чья деятельность, безусловно, будет направлена исключительно на извлечение прибыли, - отмечает эколог. - Наши производители семян оказались в уязвимом положении, им не угнаться за гигантами".
Более того, профессиональное сообщество в растерянности и потому, что перспективы реализации договоренности с Bayer в России туманны.
"Никто ничего не знает,- указала О.Разбаш. – Ни о технологиях, ни о биоцентре, который немецкая компания обещает построить в нашей стране".
Таким образом, одобренный" ФАС гигант будет не только проводить обучающие семинары для российских сельхозпроизводителей, но и предписывать нашей стране "как ей жать и сеять", подчеркнула эколог.
Что делать в случае, если решение ФАС затрагивает как государственные, так и личные интересы каждого из нас в сфере безопасности и здоровья, если оно, ненароком, коснулось не только экономических вопросов национального масштаба, но и будущего наших детей?
Экспертное сообщество должно объединиться и принять самое непосредственное участие в процессе образования гигантского игрока мирового масштаба, считает О.Разбаш.
"Нужно требовать создания межведомственной комиссии, общественного совета, продвигать свою позицию в рамках слушаний в Общественной Палате, призвать на помощь общественные организации", - убеждена эколог.
Однако формировать объединенную точку зрения и придавать ей внушительный вес эффективнее в рамках нового правительства, считают профучастники рынка. А это плохой признак - когда бизнес не доверяет действующей власти и не верит в нее. Ведь именно на открытом диалоге этих участников системы и базируется экономический рост и процветание всей страны в целом.
Пока же очевидно одно – ГМО-монстр входит в Россию, преследуя единственную цель – захват рынка и получение от этого сверхприбыли. И это произошло при активном попустительстве тех, кто должен быть заинтересован в развитии отечественного сельхозпроизводства, а не в "мотивациях" со стороны глобальных игроков, производящих опасную геномодифицированную продукцию.
_
Теги: Россия, гмо, еда, сельхоз
© business.tsargrad.tv