Сейчас компании Mail.ru (владелец «Вконтакте») важно сформировать большую аудиторию пользователей, привлечь на платформу малый и средний бизнес, а потом можно ввести комиссию для всех пользователей. «Сейчас монетизация не является приоритетом. Нам важно создать продукт и масштабировать его на широкую аудиторию», — сказал представитель социальной сети в комментарии РБК.
Как сообщается интеграция платёжной системы пройдёт в два этапа:
Сообщества
На первом этапе приём оплаты через VK Pay активируют владельцам всех сообществ «ВКонтакте». Предполагается, что в перспективе в их число войдут представители малого и среднего бизнеса, которые используют социальные сети как основной канал для продвижения своей продукции.
По идее, каждый интернет-магазин или индивидуальный предприниматель может открыть на площадке «Вконтакте» своё сообщество — и через встроенную платёжную систему принимать от клиентов платежи без комиссии. Это выгодно ещё и с той точки зрения, что система VK Pay не является полноценным банковским сервисом. Соответственно, здесь не нужно заморачиваться оформлением банковских документов, платёжных поручений, счетов-фактур, отчитываться о поступлении средств. Можно предположить, что данные платежи не видны для налоговой инспекции, если только предприниматель умышленно не задекларирует их.
Ситуацию омрачает одно обстоятельство. Вывод средств пользователями пока ограничен суммой 200 тыс. руб. в месяц. Кроме того максимальная сумма транзакций ограничена 60 тыс. руб. в месяц. Эти цифры сразу нивелируют преимущества системы для нормального бизнеса, который работает с аккаунта пользователя, но не заморачивается открытием множества аккаунтов и другими способами обхода лимитов.
Впрочем, для крупных клиентов не действуют никакие лимиты. Источники, близкие к компании, сообщают, что социальная сеть будет зарабатывать за счёт крупных игроков, для которых будут созданы индивидуальные условия для работы с платёжной платформой.Маркетплейс
Второй этап развития сети — построение на базе социальной сети полноценного маркетплейса, то есть площадки электронной торговли, где будут представлены все значимые компании. Услуги пользователям «Вконтакте» будут предлагать партнёры компании. Среди них сервисы по продаже авиа- и ж/д билетов OneTwoTrip, билетов на развлекательные мероприятия — Kassir.ru и ShowGoGo, сервисы доставки еды Grow Food и Delivery Club, вызова врача на дом DOC+ и др.
Со временем функция оплаты через VK Pay будет интегрирована и на сайты партнёров, рассказал представитель «ВКонтакте». Он отметил, что партнеры смогут предлагать особые условия и акции для пользователей «ВКонтакте», недоступные другим покупателям.
По оценке директора по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александра Горного, через несколько лет оборот электронной коммерции через сообщества «ВКонтакте» может достичь 100 млрд руб. в год.
Китайский опыт
Партнёры платёжной платформы считают, что запуск VK Pay — логичный шаг на пути развития социальной сети «Вконтакте», которая превращается в транзакционную платформу и позволяет таким образом монетизировать уже ?имеющиеся сервисы. Нарастив пользовательскую базу до 97 млн, пришло время более активно зарабатывать на них, то есть монетизировать аудиторию.
Например, в Китае исключительно популярна платёжная система на базе мессенджера WeChat, которым по всему миру пользуется примерно 800 миллионов человек, в том числе практически каждый взрослый китаец. WeChat — это целая экосистема, включающая мобильный кошелек, встроенный браузер, интернет-магазин и пр. В нём представлены все государственные учреждения Китая. Здесь можно оплатить квитанцию в госучреждении или записаться на приём к врачу.
Вероятно, в России подобную экосистему (прежде всего, коммерческую) Mail.ru хочет построить на базе социальной «Вконтакте». Возможно, лучший сервис можно предоставить, если интегрировать «Вконтакте» с авторизацией через «Госуслуги». Альтернативой может стать платёжная система на базе Telegram.