К 2018 году в Рунете может не остаться торрент-трекеров. Правительство России внесло в проект основных направлений своей деятельности борьбу с «распространением нелегального контента, в том числе с использованием торрентов».
В Министерстве связи и массовых коммуникаций заявляют, что эта мера направлена на противодействие нарушению авторских прав, что является обязательным условием вступления страны в ВТО.
Правда, каким образом чиновники собираются закрыть раздачи пользователей — не известно. Дело в том, что большая часть трекеров расположена на зарубежных серверах и файлы с нелегальным контентом на них не хранятся.
Они находятся на компьютерах пользователей, которые передают на торрент-трекер специальный технический файл, позволяющий инициировать загрузку контента напрямую с компьютеров, на которых он находится. Технически, провайдеры могут блокировать получение технического файла, однако интернет-сообщество тоже не сидит сложа руки и разрабатывает новый способ получения битового потока.
Также операторам могут приказать блокировать весь торрент-трафик, но выявить его в зашифрованном виде практически невозможно.
Наиболее правдоподобным способом остается саморегулирование, то есть если правообладатель находит среди раздач контент и заявляет о невозможности его распространения, то владельцы трекера удаляют такие раздачи. Кстати, сейчас это, как ни странно, работает.
Крупнейшие торрент-трекеры идут навстречу законным владельцам контента, и сами препятствуют обмену тех же фильмов, которые только вышли в прокат.
Но, учитывая политику российских чиновников, которым проще все взять и запретить, нежели разработать не ущемляющий права пользователей механизм, то запрет торрентов представляется сражением с ветряными мельницами. Не стоит забывать, что посредством технологии BitTorrent идет обмен и вполне легальным контентом.
К тому же, в стремлении угодить представителям ВТО, российские власти не учитывают, что у тех в борьбе с пиратским контентом далеко не все радужно.
Взять тот же крупнейший торрент-трекер The Pirate Bay, который уже как только не пытались закрыть. И сервера изымали и владельцев под суд отдавали, однако популярность сервиса только росла.
На сегодняшний день — это самый популярный ресурс в мире для обмена контентом, использующий magnet-ссылки, так что теперь к владельцам сайта не подкопаться.
В случае тотального запрета торрентов, хозяева этих ресурсов могут перевести их в анонимную, самоорганизующуюся распределённую сеть Network database, более известную как I2P.
В ней хранятся хешированные адреса узлов сети, зашифрованные AES IP-адреса, а также публичные ключи шифрования, причём соединения по Network database тоже зашифрованы.
Таким образом операторы даже знать не будут, что просматривает пользователь, какие сайты посещает, какую информацию скачивает, каков его круг интересов, знакомств и т. д.
Хотя, разработчики сети честно предупреждают, что пока не дают 100% гарантии анонимности, но российские законодатели в ближайшие несколько лет вряд ли начнут действия в отношении I2P.
Итак, обычная московская квартира, 2018 год.
— Пап, можно я с твой карточки сниму 99 баксов? За книжку надо заплатить…-
— А, что за книжка?
— Ну, этот. Достоевский. "Преступление и наказание".
— Так зачем покупать. У нас же есть.
— Да? А в каком файле?
— Причём тут файлы. Вот же он, на полке стоит…
— Фу-ууу. Это же бумажная книжка!
— Ну, и что? Я ж в твои годы её читал.
— В твои годы, в твои годы… Там поиска нет. Как я, по-твоему, цитаты находить буду? Аудио-сопровождения тут нет. Анимационных картинок тоже нет. Только текст, в котором даже шрифт и тот поменять нельзя... Ты что? Меня же в школе всё засмеют! Сам такую читай.
— Ну, ладно. Вот, возьми DVD. Лет пятнадцать назад купил.
— Чего? DVD? А чем я этот антиквариат, по-твоему, прочитаю? В политехнический музей его сдай. Ты мне ещё перфоленту с Достоевским предложи!
— Если ты такой умный, то поищи сам в сети, да скачай нахаляву.
— Бесплатно скачать книжку!?
— Ну, да. А как же ещё? На книги Достоевского за давностью лет авторские права не распространяются… Наверняка, где-то она лежит.
— Ты, что пап! Это может у вас, в начале века, всё скачать нахаляву можно было. Ты что не слышал, что уже лет пять, как авторские права на все книги навечно переданы Американской Ассоциации Издателей Книг. Или ты хочешь, чтоб меня как члена секты Дмитрия Склярова в тюрьму пожизненно засадили?
— Так, Достоевский же не американец! Причём тут американские издатели.
— А кого это волнует? Ты, папа, случаем не антиглобалист?
— Нет, что ты! Ну, сынок, жалко же почти 100 долларов тратить за файл. Ну, одноклассников лучше попроси файл этот дать. У них-то точно же есть. А ты им потом свой какой-нибудь файл дашь.
— Ага! Если они мне своего Достоевского дадут, то где я его читать буду?
— В смысле, "где"? Они свою копию у себя дома, а ты свою тут.
— Ну, ты совсем отстал. Книжку можно читать лишь с того компа, с которого её купили. Да и код поляризации там другой будет… Короче, пап, давай деньги! Я куплю себе нормальную книжку.
— Ну, ладно. Вот, тебе одноразовый пароль на снятие 99 баксов с нашего счета. В наше время 100 долларов были большими деньгами…
— Ок. Скачал. Thanks.
— Ну-ка, дай и мне посмотреть... Слушай, сынок, а что это за картинки? Такого вроде бы в романе не было…
— Дык, это же баннеры. Без баннеров книжка стоит 699 баксов.
Открытый файл пестрел мигающими объявлениями: "Axe Proffessional, 2018 — современные топоры с лазерной заточкой"; "Косметический салон 'У Лизаньки' — мы не дадим вам превратиться в старуху"; "Мучают проблемы? Психологическая служба доверия 'Порфирий'"; "Кредитуем, обналичиваем. Низкий процент"; "RASKOLNIKOFF.COM — вызов шаловливых старушек в любую точку земного шара"...
— Слушай, сынок, а что это текста романа не видно? Подождать что-ли надо пока баннеры исчезнут?
— Ну, ты как будто с Луны свалился! Сто лет ждать будешь. Текст же надо через поляризационные очки читать. Без очков только реклама видна!
— А это ещё зачем?
— Как зачем? Чтобы никто, кроме заплатившего, не мог книжку читать! Прикинь, если бы я купил книгу, а кто-то, ничего не покупая, у меня через плечо тоже мог бы её читать…
— Глупость какая-то. Ну, а если б я тоже очки одел бы?
— Ха, ну ты даёшь! Файл же настроен только на мои очки. На других очках другой код поляризации.
— Ладно, а ну дай-ка свои очки. Я через них книжку посмотрю.
— Как посмотришь? Они же тебя по сетчатке не опознают. Ты в них ничего кроме сообщения, что ты надел чужие очки не увидишь! Ладно, пап, не мешай со своими глупостями! Мне надо пока лицензия не кончилась быстро всё прочесть, а иначе надо будет либо аренду файла продлевать, либо книжка сама уничтожится. Не мешай, я читаю…
3 часа спустя…
— Уффф! Ну, всё. Я прочитал!
— Как всё прочитал? "Преступление и наказание" за три часа?!
— Ну, да. Я и быстрее всё прочел бы, если б рекламных пауз каждые полчаса не было бы.
— Всё равное не верю! Кто такой, например, Свидригайлов?
— Кто-кто?
— Аааа, всё понятно. Кто такой Лужин? Кто такая Соня Мармеладова?
— Ну, ты даёшь! Откуда же я знаю! Я ж Home Edition читал. У меня только про то, как Раскольников старуху топором убил, а потом сдался с повинной. Про всяких остальных надо Professional версию покупать или вообще Enterprise Edition. У нас же денег столько нет.
— Мда-а, с ума сойти, куда катится мир!
— Скатился уже. Лет пятнадцать назад надо было думать, если не ещё раньше…
© nnm.ru