
Почти все игры, основанные на событиях Второй мировой, роднят «картонные», лишенные самобытности главные герои. Они исправно уничтожают противников, но что успели пережить, каковы их мотивы и надежды — неизвестно. В 2006 году немецкая Replay Studios анонсировала Sabotage 1943, stealth-экшен от третьего лица. Внимание в нем сосредоточено не на военных действиях, а на судьбе отдельного человека со своим прошлым и особым отношением к нацистской Германии. В минувшем феврале прежнее, «избитое» название сменили на Velvet Assassin. Оно обыгрывает имя ключевого персонажа — Виолетты Саммер, которая частично списана с английского полевого агента Виолетты Сабо (Violetta Szabo).

Путь реальной Виолетты был короток и трагичен. Родилась в 1921 году в Париже, выросла в Лондоне. В 1942-м в битве при Эль-Аламейне погиб ее муж, и вскоре Сабо записалась в Управление специальных операций (Special Operations Executive). В 1944-м связную перебросили во Францию, где она взрывала дороги и мосты, передавала в штаб координаты военных заводов. Спустя несколько недель после высадки девушку схватили. Ее пытали, перевозили из тюрьмы в тюрьму и в итоге доставили в концлагерь Равенсбрюк. За пару месяцев до победы 23-летнюю диверсантку казнили. О Виолетте Сабо снят фильм «И с гордостью ее пишите имя» и написана книга Young, brave and beautiful.

Разработчики не разрешили Тане, дочери Сабо, увидеть наработки по VA, объяснив это тем, что игра никак не характеризует ее мать. Нехорошо вышло, ведь сами же хвастали «идеальным союзом подлинной истории и секретного искусства саботажа». Сотрудничество с Уве Боллом (Uwe Boll) — еще одно пятнышко на репутации компании. Replay Studios взялась за проект по его фильму Tunnel Rats и позволила режиссеру экранизировать Sabotage 1943. В остальном послужной список неприметен: за шесть лет существования немцы приложили руку к неплохой аркадной гонке CrashdayКраткая информация об игре и запланировали симулятор катастроф SurvivorКраткая информация об игре. Первые материалы по VA обнародовали аж в 2003 году, но издателя — Gamecock Media Group — нашли только в 2007-м.

Показанная в марте «пре-альфа» игры выглядит лучше, чем можно было бы ожидать. Многие текстуры — низкого качества, красочные природные ландшафты пугают угловатостью, зато «отполированные» закрытые помещения куда симпатичнее, и динамическое освещение в них работает на славу.

В начале истории Саммер без сознания лежит на больничной койке с пистолетом под боком, а сюжет разворачивается в ее снах. Каждое воспоминание — миссия с одной главной и несколькими побочными целями. С документальной точки зрения мир не совсем достоверен, однако, как утверждают создатели, передает дух военного времени: парижан сгоняют в гетто, на улицах фашисты расстреливают мирных жителей. Задания героине выдают нелегкие. Например, проникнуть в тюрьму и отдать пленному капсулу с цианидом, или устранить генерала СС, пока он руководит выносом ценностей из Нотр-Дам де Пари. Нагнетая интригу, нам расскажут, что произошло с Виолеттой, но разоблачения придержат до финала. О том, постигнет ли ее затем участь Сабо, авторы молчат.

«Стелсовый» геймплей традиционен. В темноте шпионка почти невидима; незаметно подкравшись к врагу, она молниеносно и эффектно его убивает. «Спецприемы» (всего их около 50) Саммер разучивает по ходу игры, причем выпадают они в случайном порядке. Вдобавок ей помогает интерактивное окружение. Скажем, можно включить радиоприемник и тем самым увести с поста охрану или тихонько выдернуть чеку из гранаты, висящей на поясе у солдата. Взгляд в замочную скважину предупредит об опасности за дверью. Бывает, нужно создать дополнительную тень: лишний прожектор лучше загородить ящиком, а не разбить пулей. Шуметь вообще не рекомендуют, поскольку и звон осколков, и щелчок затвором легко привлекут внимание.

В принципе, воевать в открытую никто не запрещает — девушка, помимо ножа, носит и огнестрельное оружие. Но у немцев явное численное преимущество, и неприятное положение придется, наверное, спасать морфием. Психоделический режим ненадолго останавливает время для всех, кроме Виолетты. На экран выплывают алые кровяные тельца, а агент в неглиже бежит исправлять ошибки, то есть резать глотки фашистам. Счастье оплачивают наркотиком, который кто-то раскидал по уровням (забавный парадокс: шприц находим во сне, инъекцию делаем в реальности). Максимальный запас лекарства, наряду с силой, ловкостью, стрелковыми и маскировочными навыками, можно «прокачать», как в RPG.

* * *
На западных сайтах Velvet Assassin называют «хорошенькой Splinter Cell», и правда — революций она не сулит. Это не приговор, если разработчики успешно воплотят свои задумки. Однако уже сейчас настораживает, что пресс-релизы, славящие игровые красоты, не соответствуют скромной графике, а плакаты с героиней войны (кожаные брюки, вид сзади) не вяжутся с обещанным драматическим сюжетом. К тому же на пятки проекту наступает более перспективный stealth-экшен Saboteur, из-за которого, по слухам, забраковали название Sabotage 1943…