» » Найдена бактерия, живущая за счет радиоактивного распада
13 октября 2008; 11:04

Найдена бактерия, живущая за счет радиоактивного распада

Журнал Science опубликовал научную работу о недавно найденной бактерии, живущей глубоко под землей. Микроорганизм был найден в заброшенной шахте в Южной Африке на глубине 2,8 километра. Дневного света там, естественно, не было. Так же как и каких либо других признаков жизни. Оказалось, что бактерия, названная Candidatus Desulforudis audaxviator ("смелый путешественник к центру Земли") питается энергией от распада радиоактивного урана.

Из окружающей породы она так же потребляла углерод и азот для собственного бодибилдинга, ведь другой органики в округе просто нет. Все это стало понятно после того, как ученые расшифровали геном бактерии, состоящий из 2157 генов.

По словам ученых, эти бактерии – уникальные существа, живущие вне остальной экосистемы Земли – ранее это не встречалось нигде. "Это первая известная нам в природе экосистема, которая состоит из одного вида. Это необычно с философской точки зрения - все, что необходимо для существования жизни, находится в одном организме", - говорит доктор Дилан Чивиан (Dylan Chivian) из Национальной лаборатории Лоренса.

Сама бактерия имеет форму палочки, у нее есть жгутик для движения. Она может синтезировать плотную оболочку, предохраняющую от вредных воздействий.

По словам исследователей, склонность этой бактерии к одиночеству указывает на вероятные формы жизни на других планетах. Во всяком случае, эта бактерия точно там смогла бы жить.

К примеру, подходящие для нее условия есть под поверхностью Марса и на спутниках Юпитера и Сатурна, где под толщей льда находится океан, подогреваемый приливными силами и горячим ядром планеты.

Примечательно, что за несколько месяцев до этого ученые обнаружили в Гренландии другой вид бактерий-экстремалов. Проведя во льду на глубине 3 километров 120 тысяч лет (!), бактерии оказались живыми и здоровыми. Это так же заставило задуматься о том, что не только Земля обладает условиями, где могут жить такие «экстремальщики».