День 20 апреля 2020 года навсегда войдет в историю мирового нефтяного рынка.
После того, как фьючерсы на нефть WTI в Нью-Йорке рухнули на 300% и опустились до отметки минус 40 долларов за бочку, следом посыпались цены на физические сорта в Европе.
Спотовая цена российской нефти Urals с поставкой на Северо-Запад ЕС упала до минус 1,63 доллара за баррель. Это означает, что продавцы нефти готовы доплатить покупателю, чтобы у них забрали сырье.
Тем временем в Средиземноморье цена Urals опустилась до минус 2 долларов за бочку. За день котировки потеряли около 15 долларов. При этом июньский фьючерс на Brent торгуется по 26,3 доллара за баррель, а спотовая цена находится на уровне 18,5 доллара.
На рынке нефти сегодня «играл похоронный марш», говорит партнер хедж-фонда Again Capital Джон Килдафф. В Нью-Йорке рухнули цены майских фьючерсов, у которых во вторник заканчивается срок обращения. Это означает, что все, у кого на руках останутся эти контракты, получат физическую нефть.
Но хранить ее практически негде: мощности на хабе в Кушинге, через который проходят физические поставки по фьючерсам, заполнены на 70%, при этом уровень 80% уже считается технически опасным. «Условия на физическом рынке - это катастрофа, - говорит Килдафф. - Поиск доступных резервуаров для хранения вызывает все больше беспокойства».
Спрос на нефть рухнул более чем на треть - избыток поставок на рынке достигает 36 млн баррелей в сутки, по оценке Trafigura. Самолеты стоят на приколе, автомобильные перевозки схлопнулись, тогда как на топливо для транспорта приходится около 60% потребления «черного золота»
«Нефтеперерабатывающие заводы отказываются от баррелей в беспрецедентных масштабах, и пока хранилища в США стремительно заполняются до самых кромок, рыночные силы гарантируют еще больше боли до тех пор, пока мы не рухнем на дно, или не закончится Covid, в зависимости от того, что произойдет раньше», - говорит главный стратег по энергорынку RBC Capital Markets Майкл Трэн.
Ситуация в Европе не лучше: свободных резервуаров практически не осталось, и нефтетрейдеры используют в качестве емкостей хранения танкеры, цены на фрахт которых выросли в отдельных случаях в семь раз, жаловался на прошлой неделе председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин.
Но мощности самого терминала по хранению уже на исходе, и в ближайшее придется резко сокращать отгрузку нефтепродуктов за рубеж, говорил он.
По данным Reuters, в настоящее время в танкерах, стоящих на якоре, находятся рекордные 160 миллионов баррелей нефти. Это объем удвоился за две недели, в плавучие хранилища превращены 60 судов класса VLCC, способные нести по 2 млн баррелей на борту.
«Это беспрецедентное время в истории: помимо супертанкеров, в ход идут даже небольшие суда, в том числе приспособленные под нефтепродукты», говорит аналитик BTIG Грегори Льюис.
В России резко упали оптовые цены на бензин. По данным экспертов агентства «Аналитика товарных рынков», нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину РБК.
Отмечается, что в период с 13 по 19 апреля 2020 года стоимость на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже опустилась на 11 процентов, до 35,77 тысячи рублей за тонну (в европейской части страны).
При этом издержки компаний, включающие акциз, выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ, составляют 38,07 тысячи рублей за тонну. В результате компании получают чистый убыток примерно в 2,3 тысячи рублей на тонну бензина АИ-92.
По данным издания, цены на топливо снизились из-за резкого падения спроса. В России растет число зараженных коронавирусной инфекцией, из-за этого в крупных городах был введен режим самоизоляции. Это привело к падению автомобильного трафика.
Ранее депутат Михаил Шеремет предложил снизить цены на топливо в качестве социальной поддержки населения. По его мнению, это позволит уменьшить цены на продукты за счет сокращения затрат на транспортировку.
За первую неделю апреля производство бензина рухнуло, объемы сократились на 18,9 процента. Чтобы поддержать отечественные нефтеперерабатывающие заводы, власти задумались о запрете импорта дешевого бензина.