Россия вымирает. Процесс идет темпами, недоступными пока никакому коронавирусу: сотни человек в день, тысячи в неделю, более 200 тысяч в год. Эту ситуацию президент сравнил с тяжелыми годами Великой Отечественной войны. В итоге мы теряем население, включая экономически активное.
По этой причине при той же производительности труда замедляется рост душевого ВВП и экономики в целом, уровня жизни. Необъятную территорию страны с ее ресурсами, с миллионами гектаров тайги, тундры, степей, арктической земли уже некому осваивать, оберегать, поддерживать, развивать.
Эта черная демографическая дыра не только перечеркивает все надежды на социально-экономическое ускорение, но и в отдаленной перспективе угрожает самому существованию России как государства.
Ежегодно на тысячу человек населения умирает 12,4 человека. В среднем по России смертность превышает рождаемость в 1,2 раза, а в 26 регионах — в 1,5–2 раза. В каждом девятом субъекте РФ ситуация близка к полноценной демографической катастрофе. За пределами мегаполисов страна постепенно превращается в пустыню:
С момента развала СССР:
Мурманская область потеряла — 34% жителей
Сахалинская — 31%
Архангельская — 26%
Амурская — 24%
Кировская — 24%
Ивановская — 22%
Тверская — 22%
Тамбовская — 21%
Костромская — 20%
Смоленская — 18%
Владимирская — 16%.
И дело не только в высоком уровне смертности. В условиях отсутствия в глубинке должных жизненных и трудовых перспектив, люди, прежде всего молодежь, стремятся перебраться в крупные города, и этот процесс «злокачественной урбанизации» не идет на спад.
Соответственно, сокращается вся инфраструктура: школы, больницы, предприятия, фермы. Работодатель видит, что рабочей силы нет, и сворачивает производство. Один из наиболее очевидных результатов такого неуклонного демографического «сжатия» — сверхконцентрация экономики и доходов в Москве и городах-миллионниках, растущее экономическое неравенство территорий.
_
Теги: Россия, народ, демография
© www.mk.ru