Совместная миссия Европейского Космического Агентства и Роскосмоса прибудет на Марс через неделю, и одна из главных ее целей — немного подвинуть NASA с позиции единственного агентства, успешно осуществляющего регулярные миссии на Красную Планету.
ExoMars — астро-биологическая миссия, направленная на поиск геологической и биологической активности на Марсе. Сейчас аппарат приближается к планете и достигнет орбиты 19 октября 2016.
По достижении цели, два компонента миссии — Trace Gas Orbiter и посадочная система Скиапарелли, разделятся. TGO разместится на нижней орбите и начнет сканировать атмосферу Марса на предмет метана, водяных паров и других газов. Скиапарелли, тем временем, попытается сесть на поверхность.
Посадка на Марс — это сложно и ни ESA, ни Роскосмос не могут похвастаться большими достижениями. В 60-е и 70-е СССР запускала зонды на Красную Планету... ни один из аппаратов так и не добился успеха.
В 2003 году аппарат ESA Beagle 2 совершил посадку на поверхность, однако солнечные панели не раскрылись и он потерял контакт с Землей. В 2011 Россия запустила зонд на луну Марса Фобос — аппарат так и не смог покинуть орбиту Земли.
Другими словами, ExoMars предстоит многое доказать. 16 октября состоится разделение Скиапарелли и TGO. Три дня спустя, посадочная система войдет в атмосферу Марса, при этом угол входа должен быть точным, иначе аппарат сгорит или отпрыгнет от атмосферы в космос.
Если все пойдет как положено, то Скиапарелли выстрелит тормозные парашюты, после чего сработают гидразиновые ускорители. На протяжении всего пути аппарат будет собирать данные о структуре атмосферы Марса и устройстве места посадки.
Вся посадочная миссия запрограммирована предварительно так что у Скиапарелли будет всего один шанс. Главная задача — протестировать посадочную технологию. Даже в случае проблем, инженеры проанализируют процесс и внесут изменения в следующую фазу миссии ExoMars — отправить на Марс собственный марсоход.