Автор: Татьяна Становая
Дата: 09.10.2008
Заговор против США
8 октября 2008 года президент России Дмитрий Медведев выступил на первой Конференции по мировой политике, прошедшей в Эвиане, во Франции. Речь Медведева была, по сути, программной: впервые он четко раскрыл содержание предложений России по новому соглашению о европейской безопасности.
Выступление Медведева также можно назвать продолжением, а точнее развитием его речи на питерском экономическом форуме: именно тогда новый российский лидер впервые использовал жесткую антиамериканскую риторику. Создается впечатление, что главной стратегической целью России становится раскол западного мира на прагматичную Европу и «параноидальные» США.
Вся речь Медведева строилась на критике существующего миропорядка и попытках США взять на роль мирового «мегарегулятора». Российский президент фактически возложил на США ответственность за «агрессию» Грузии против Южной Осетии, обвинил Вашингтон в экономическом эгоизме - «следствие одного из проявлений однополярного мира, стремления быть таким большим «мегарегулятором».
Медведев отметил, что практически все «истоки» происходящего сегодня в мире – следствие событий в сентябре 2001 года, когда «началась череда односторонних действий, которые не согласовывались ни с Организацией Объединённых Наций, ни даже с рядом партнёров США». «Достаточно напомнить решения о выходе из Договора по ПРО и вторжении в Ирак. Как следствие, в международной жизни стала нарастать тенденция к размежеванию.
Это выразилось и в одностороннем провозглашении независимости Косова, и в фактической реанимации политики сдерживания – политики, столь популярной в прошлом веке», - заявил Медведев. Президент раскритиковал планы США по размещению элементов ПРО в Чехии и Польше, расширение НАТО, назвав их действиями против России.
«Особенно наглядно продемонстрировал свою ущербность так называемый НАТО-центризм», - отметил Медведев. Апофеозом критики в адрес США стало обвинение Белого дома в паранойе. «Советология, как и паранойя, – это очень опасная болезнь. И жаль, что этой болезнью, к сожалению, до сих пор страдает часть администрации Соединённых Штатов», - заявил Медведев.
Выступление Медведева походило на попытки настроить Европу против США. Раскритиковав действия Вашингтона, президент указал, что все предпринимаемые США действия принимаются «без консультаций, в том числе и со своими партнёрами по НАТО и ЕС, по сути, без консультаций внутри Европы».
Медведев всеми силами пытался подчеркнуть контраст между деструктивным поведением США и конструктивным поведением России. Президент четко дал понять, что Москва не заинтересована в конфронтации и является полноценным и дееспособным, надежн6ым партнером Европы, примером чего было названо сотрудничество России и Франции в разрешении грузинского кризиса.
«Печальные события последних двух месяцев в том числе и в то же время дают пример такого прагматичного взаимодействия между Россией и Евросоюзом. Когда и России, и Европе, и всему миру, по сути, был навязан кавказский кризис, мы смогли действовать инициативно и скоординировано, с пониманием ответственности за наше общее европейское будущее. Особо выделю смелые и ответственные действия Президента Франции Николя Саркози», - заявил Медведев.
В итоге Медведев презентовал новую, альтернативную систему мировой безопасности, которая в итоге должна прийти на смену нынешней, однополярной модели. Президент повторил все основные тезисы, которые давно продвигались Россией на мировой арене: это приоритетность и всеобщность международного права, отказ государств от войны как средства, как инструмента своей политики, недопустимость навязывания другим государствам собственного национального права, как и решений внутреннего суда.
«В этой связи подчеркну важность сохранения центральной и координирующей роли Организации Объединённых Наций как наиболее полномочной международной организации», - заявил Медведев.
«Гвоздем» выступления президента стал перечень основных идей построения новой системы мирового порядка. Президент предложил упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования, избавиться от серьёзного дисбаланса между объёмом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ, укрепить систему управления рисками, способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний, сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов.
Для решения этих проблем Медведев предложил России изменить глобальную финансовую архитектуру, пересмотреть роль действующих институтов и создать новые международные институты. Причем Медведев выступил с либеральных позиций, раскритиковав антикризисные действия США и не только.
«Переход от саморегулируемого капитализма, по сути, к «финансовому социализму» достигается за один шаг. Более того: налицо даже такая готовность национализировать один актив за другим. Новыми факторами стабильности на этом фоне стало бы формирование новых финансовых центров и сильных региональных валют, что, собственно, уже произошло в Европе, имею в виду и экономику Евросоюза, и наличие мощной региональной валюты – евро», - заявил он. Медведев предложил привлекать в G8 экономики Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР.
В заключении Медведев предложил подписать новый Договор о европейской безопасности, который уже позиционируется как система, альтернативная НАТО. Ее главное отличие состоит в том, что новый договор, по сути, исключает доминирование США и отводит центральное место взаимодействию Европы и России.
Медведев назвал 5 основных принципов, на которых может основываться Договор. Среди них - подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве, недопустимость применения силы или угрозы её применения в международных отношениях, гарантии обеспечения равной безопасности, запрет на эксклюзивное право любого государства и международной организации на поддержание мира и стабильности в Европе, установление базовых параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. Все эти принципы призваны исключить такие прецеденты, как вторжение в Ирак или отделение Косово.
Очевидно, что сегодня Россия пытается воспользоваться мировым финансовым кризисом для того, чтобы лишний раз указать миру, и, прежде всего, Европе на несостоятельность США не только как мегарегулятора, но и как крупнейшей финансово-экономической системы.
Это достаточно разумно: пока США лихорадит, можно воспользоваться всеми слабостями доминирующего игрока. Однако и сама Россия показывает, что оставаться «островком стабильности» не получается.