Xenomorph » Статьи » Как реальный мир становится похож на Deus Ex
13 апреля 2015; 11:47

Как реальный мир становится похож на Deus Ex

Категория: Статьи

Клонированные клетки, нанороботы, экзоскелеты, трехмерная печать, автомобили без водителя и все увеличивающийся разрыв между развитыми и отсталыми странами



На днях была анонсирована Deus Ex: Mankind Divided — новая часть главного игрового сериала про будущее, которая должна выйти в этом году на PC, PS4 и Xbox One. Посвящена она будет войне между обычными людьми и киборгами, которые улучшают человеческую природу при помощи железок, проводов и нанотехнологий.

Меж тем, с момента выхода первой Deus Ex прошло уже пятнадцать лет, и многие образы, воплощенные в сериале, сегодня перестали казаться чем-то фантастическим: полулегальные кибервалюты успешно конкурируют с обычными деньгами, биомеханические протезы позволяют безногим людям танцевать, а экзоскелеты — увеличивать физическую силу в разы. Террористические организации настолько сильны, что контролируют целые государства, а смартфоны и интернет все больше заменяют людям память, мозг и радость общения.

Да, человечество так и не запустило космический трамвай до Луны, но наша жизнь продолжает меняться все быстрее. Куда заведет нас прогресс в ближайшие десятилетия? Сможет ли мрачный киберпанк-мир из Deus Ex стать реальностью? Об этом — наш сегодняшний материал.

Клонирование как путь к бессмертию

(Зародышевый пузырек, полученный путем клонирования)


Появление клонированной овечки Долли в свое время наделало немало шуму: казалось, что скоро ученые смогут наводнить мир людьми-клонами, воскресить Махатму Ганди, Гитлера, Ленина, Аристотеля, Аристотеля Фиорованти и Аристотеля Онассиса. После того, как овечка умерла, а из Мавзолея никто не вышел, тема затерлась, а клоны превратились для масс в персонажей научной и не очень фантастики.

Между тем, над клонированием и смежными проблемами работают пускай без прежнего ажиотажа, но уверенно и результативно. Например, клонирование животных уже удалось поставить в известной степени на поток. Такие вещи обещают переворот в селекции, ведь особо удачные особи смогут сохраняться вечно. Но даже это — мелочь на фоне последствий развития клонирования для человека.

Например, группа американских ученых пару лет назад провела смелый эксперимент, успешно клонировав эмбрион человека для извлечения стволовых клеток. Звучит жутко, однако, как уверяют, полученный таким образом эмбрион никогда не смог бы развиться в полноценное живое существо: экспериментаторы развили его только до состояния зародышевого пузырька.

А вот возможность в перспективе без ограничений извлекать стволовые клетки открывает широчайшие перспективы, позволяя заменять сердечные мышцы, кости, да любые клетки организма. На практике, это означает качественный скачок в медицине и превращение лечения многих болезней из почти неразрешимой в чисто техническую задачу.

Примеры успешного лечения пороков зрения таким образом уже имеются, и при дальнейшем развитии технологии перед людьми откроются самые заманчивые перспективы. Тем более что уже существуют и активно применяются более этически корректные способы добычи стволовых клеток.

Сложнее с широко анонсированными попытками возродить вымершие виды животных. Много говорилось о воссоздании мамонта из генетического материала, добытого из найденных туш, однако, увы, для клонирования пока что требуется живая клетка, а ничего подобного у мертвых гигантов не найдено.

Я, наноробот

(Гугломобиль с автопилотом)


Робототехника уже меняет лицо современной промышленности. Автоматизация производства достигла того уровня, когда роботов можно считать частью новой технической революции.

Промышленные роботы выпускаются десятками тысяч в год, и заводы, обслуживаемые всего несколькими десятками человек и мощными системами автоматизации, уже реальность.

Существует комплекс отраслей, где роботизация выглядит особенно перспективной. Например, Google во взаимодействии со Стэнфордским университетом достаточно быстро доводит до ума проект беспилотного автомобиля.

«Гугломобили» на автопилоте проехали уже более миллиона километров, успев побывать в одном-единственном ДТП, причем аварию спровоцировал живой водитель.

Система пока несовершенна, автопилот не отличает камень на дороге от скомканной бумаги, не умеет парковаться и плохо ездит в снег и дождь, однако эти проблемы решаются, и как ожидается, к 2020 году будет готова полноценная «самобеглая повозка», способная передвигаться без участия человека, выбирать оптимальный маршрут и лучшим образом тратить топливо.

Значение этого события для мировой транспортной системы трудно переоценить. То, что, например, «человеческий фактор» — основная причина ДТП, всем известно,, и в смысле безопасности движения такая технология способна произвести фурор.

Робот не знает, что такое усталость, не бывает пьян, не может уснуть за рулем, не просит показать дорогу и вряд ли будет часто пропускать нужный поворот. Короче говоря, имеет массу преимуществ перед живым водителем.


(Полицейский беспилотник)


Боевой робот — один из самых популярных образов беллетристики, и для военных это уже давно не новинка. Первые попытки создать дистанционно управляемые боевые машины относятся едва ли не к эпохе Первой мировой, в наше же время войска вовсю используют беспилотные летательные аппараты и для разведки, и в качестве ударной силы.

Они не требуют места для пилота, позволяют избежать людских потерь, и по причине своей миниатюрности менее уязвимы. БПЛА, конечно, далеко не полностью вытеснили живых летчиков, и на то есть серьезные причины, но сложно не воспринимать всерьез агрегат, вооруженный противотанковой ракетой.

Само собой, чем дальше, тем мощнее будут становиться оптика и вооружение, тем сильнее будет «интеллект» робота, и тем больше беспилотники будут завоевывать небо над полем боя, превращая работу военного летчика в «шутер», разыгрываемый в бункере далеко от места действия.

Фанаты «1984» и Half-Life 2 оценят и другое направление развития беспилотников. БПЛА уже активно используются полицией, в том числе в России, для наблюдения за местностью, что особенно важно, например, в таких местах, куда человеку добраться сложно. Из тех же соображений БПЛА заказывают спасательные службы.


(Медицинский наноробот)


Применение робототехники не ограничивается промышленностью, войной и специальными службами. Уже идут работы по разработке сверхминиатюрных нанороботов для использования в медицине. Учитывая их микроскопический размер, такие механизмы смогут перемещаться прямо по организму человека, чтобы, например, целенаправленно пробивать тромбы, очищать раны или истреблять паразитов.

Пока решаются вопросы о навигации роботов внутри человека (предлагаются разные способы, включая, например, ультразвук и даже миниатюрные видеокамеры) и перемещении внутри организма. Последний вопрос занимателен и пока далек от разрешения. Есть, например, проект использования микроскопических придатков для захвата и переползания по кровеносным сосудам, а также движение за счет колебаний множества жгутиков-ресничек, мембраны или энергии электромагнитного насоса.

Пока нанороботы еще не использовались для лечения живых людей, однако разработки в этом направлении ведутся, и, вероятно, недалек тот день, когда микроскопические роботы навсегда изменят наши представления о медицине.

Отчасти к робототехнике же относятся проекты экзоскелетов. Экзоскелеты разрабатываются сейчас и в США, и в Японии, и в России, и в Европе. Назначение таких устройств пока двоякое. С одной стороны, военные не отказались бы от стальных Геркулесов, способных нести на себе сотни килограммов брони, оружие и все прочее, что требуется солдату на поле боя.

С другой, с помощью экзоскелетов предлагается решать проблемы инвалидов, страдающих от пороков опорно-двигательного аппарата. Университет Беркли, например, проводит испытания экзоскелета для паралитиков, и прогресс уже очевиден: удалось получить вполне пристойно работающий образец, которому еще, конечно, предстоит долгая обкатка. Однако уже сейчас есть живые люди, ходящие на парализованных ногах, что трудно назвать иначе как чудом.

«Харлей» уходит в печать

(Проект лунной базы, созданной при помощи 3D-принтера)


Принцип работы 3D-принтеров был в общих чертах сформулирован еще в восьмидесятые годы, однако только сейчас они начали действительно завоевывать промышленность. Номенклатура предметов, которые могут быть напечатаны при помощи трехмерного принтера, постоянно расширяется, а главное, такая печать постоянно удешевляется, что делает ее доступной для все большего числа компаний. По сути, потихоньку совершается переворот в производстве. Конечно, напечатать пока можно далеко не все, но печати поддаются уже достаточно сложные вещи.

К примеру, в 2014-м был спроектирован и распечатан... луноход. Агрегат с ностальгическим названием Rover Asimov уже готовится к запуску. Благо, осваивается печать из все новых и новых материалов, к примеру, в 2014 году была уже освоена работа с титановыми деталями.

3D-принтерам нашлось и совсем необычное применение. К примеру, в Испании распечатали макет брюшной полости (!) больного раком ребенка для того, чтобы врачи смогли потренироваться в уничтожении опухоли, прежде чем браться за дело. После десятидневной практики на макетах медики провели блестящую реальную операцию.

Другому юному «киборгу» на принтере распечатали кисть руки. Но наиболее востребованное и активно разрабатываемое направление, конечно, это промышленность. Трехмерная печать позволяет быстро штамповать достаточно широкий набор деталей, от сравнительно грубых, вроде запчастей механизмов, до микросхем и даже беспилотных летательных аппаратов.

В Шанхае дело уже дошло до печатания жилых домов, используемых по прямому назначению. Кстати, Европейское космическое агентство уже прорабатывает возможность строительства при помощи трехмерной печати лунной базы. Так что, пусть и не совсем с того конца, как ожидалось, вполне вероятно, освоение людьми спутника нашей планеты все-таки начнется.

Преимуществом трехмерного принтера является не только возможность быстро изготовить огромное количество деталей, но и возможность «настраивать» вещь, добиваясь оптимальной формы и структуры под конкретную задачу.

Само собой, трехмерная печать не означает сама по себе мгновенного переворота в промышленности. Однако темпы развития отрасли впечатляют. В достаточно скором времени промышленное производство ожидают серьезные изменения.

Вопрос, как это часто бывает, состоит в удешевлении технологии и доступности ее для бизнеса и людей. По сути, трехмерная печать сейчас переживает ту же стадию, какую, например, в конце Средних Веков проходил порох: переход от интересной, но не очень востребованной экзотики на уровень повсеместно используемой технологии.

В наше время процессы освоения новинок идут куда быстрее, так что можно уверенно сказать, что массированное использование 3D-принтеров для производства множества окружающих нас вещей — дело достаточно недалекого будущего. Благо, принтеры уже умеют производить достаточно значительную часть деталей для воспроизводства самих себя. Правда, возникает вопрос, что делать рабочим, которые потеряют места, замененные принтерами.


(Концепт поезда Hyperloop)


Не останется прежним и транспорт. Один из самых амбициозных проектов современности — поезд, передвигающийся быстрее самолета. Проекты поезда, идущего со скоростью более тысячи километров в час, разрабатываются в США и Китае.

Ожидается, что китайский поезд, движущийся в вакуумном туннеле на магнитной подвеске, будет разгоняться до 2900 километров в час. Нечто новое в смысле транспортных услуг: дорога между Москвой и Парижем, занимающая столько времени, сколько тратят обычно, чтобы добраться до собственной дачи.

Аналогичный проект поезда под названием Hyperloop представил инженер и предприниматель Элон Маск в США. Система труб, в которой на огромной скорости перемещаются в специальных капсулах люди и грузы — амбициозный замысел, хотя и неизвестно пока, насколько реальный.

Вообще, наше настоящее богато на перспективные проекты разнообразного транспорта. Например, недавно был представлен проект автоматически управляемого судна на гибридной солнечно-электрической силовой установке, которое собираются оснастить комплексом датчиков для сбора информации из окружающей среды.

Корабль под названием Aquarius будет иметь столь малую осадку, что сможет ходить даже по городским водным путям и рекам, выполняя широкий спектр заданий от мониторинга окружающей среды и океанографии до разведки и береговой охраны.

Из индивидуальных средств передвижения можно отметить, например, Martin Jetpack, проект индивидуального летательного аппарата. «Винтовой ранец», как предполагается, будет поднимать оператора на 900 метров и летать со скоростью более 70 км/ч. Обещается, что такие средства поступят в распоряжение служб быстрого реагирования: пожарных и спасателей.

Страхи дивного нового мира

(Сейчас в китайской компании Foxconn, собирающей iPhone, работает примерно миллион человек, но уже к 2018 году руководство планирует заменить 70% из них на роботов)


Было бы странно, если бы беспрерывная технологическая эволюция имела одну только светлую сторону. Уже сегодня в глаза бросается громадная разница в уровне жизни между развитыми регионами и плетущейся в хвосте мира периферией.

Хотим мы того или нет, но мир будущего — это мир очень тесных глобальных связей, и от жителей самых неблагополучных государств с непроизносимыми названиями не получится просто так отгородиться стенкой.

Проблема в том, что места для этих людей и, более того, для целых стран, в современном мире может просто не оказаться. Как в прошлом веке развитие техники выбрасывало на улицу рабочих, так и в нынешнем ниши для неквалифицированного труда «съедаются» одна за другой.

Кому нужна дешевая рабочая сила, если один человек с 3D-принтером может заменить пятьдесят сборщиков с отвертками? Более того, развитие технологий может отодвинуть на обочину даже людей, которые занимаются, казалось бы, интеллектуальным трудом.

Некоторые вещи, выполнением которых ныне заняты тысячи клерков, вполне могли бы быть выполнены в разы меньшим количеством работников, оснащенных автоматизированными системами обработки данных. Сфера услуг, до сих пор успешно поглощавшая толпы «лишних» людей, тоже не может развиваться бесконечно.

Да, на потогонных фабриках Третьего мира такая проблема, конечно, вызвала бы нервный смех, но в благополучной Европе уже сейчас есть довольно заметная прослойка людей, не имеющих постоянной работы.

Да и в России сверх нормальных восьми часов по пять дней в неделю работают, как правило, только люди с повышенным уровнем амбиций.

Тем не менее, даже не имеющие постоянной работы люди в нашем обществе, как правило, не бедствуют и имеют средства на пропитание, жилье и простые земные радости.

Еще пару веков назад человек, который к 18 или 20 годам не знал бы, чем хочет заниматься в жизни, смотрелся бы пропащим. К этому возрасту уже можно было сменить десяток работ, а женщина успевала родить, причем несколько раз. Современный человек может смело валять дурака лет до 25-30.

Не то чтобы это было ужасно, но это показатель того, насколько, на самом деле, упала в нашем мире важность труда. Учитывая, что продолжительность жизни и качество медицины постоянно повышается, мы еще наверняка увидим тургеневских девушек полувекового возраста, выглядящих на все двадцать.

И пока представители «золотого миллиарда» будут предаваться гедонизму, живя в удобном, высокотехнологичном и безопасном мире, разрастающийся «третий мир» в это время будет с завистью и злобой смотреть на них, сжимая в руках АКМ. Чем не сюжет для Deus Ex: Mankind Divided?

Теги: технологии

© mail.ru

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.