В России произошло знаменательное событие, которое всколыхнуло практически все формы медиа. Нет, Министерство обороны не запретило продавать на территории страны Call of Duty, а православная церковь не наложила вето на трансляцию «Дома 2».
Просто в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с 1 сентября 2012 года вводятся обязательные возрастные рейтинги для печатной и аудиовизуальной продукции, а также компьютерных программ.
Под действие закона подпадают телевидение, радио, пресса, театральные постановки, некоторые интернет-ресурсы и, конечно, видеоигры.
Законодатели ограничивают несовершеннолетним доступ к материалам, которые могут плохо сказаться на их психическом здоровье, например, превратить в асоциального параноика со вредной привычкой чуть что бить людей топором.
В самой системе возрастных рейтингов ничего экстраординарного нет. Киноиндустрия США применяет ее с 60-х годов прошлого века: она была утверждена Американской ассоциацией кинокомпаний. Для видеоигр аналогичную систему разработали в Америке двадцать лет назад.
Тогда шестнадцатибитные консоли пришли на смену восьмибитным, что сказалось на уровне графики: виртуальное насилие стало реалистичнее. Крупные игровые компании вроде Sega и 3DO сами организовывали комиссии для оценки своей продукции.
Однако кровавые хиты Mortal Kombat и Doom произвели такое впечатление на сенаторов двух штатов, что те потребовали создать единую систему рейтингов. Под их давлением в 1994 году (тоже, кстати, в сентябре) появилась некоммерческая организация ESRB. Она по сей день оценивает выходящие в США игры.
В 2003 году Европейская федерация интерактивного программного обеспечения приняла для видеоигр систему PEGI. На нее перешли более тридцати европейских государств, отказавшись от внутренних рейтингов, — в июле этого года к ним присоединилась и Великобритания.
Работает эта система таким образом: издатели отдают игры на оценку и прикладывают к ним заполненную форму. Форма состоит из 50 позиций, в которых описаны все разновидности жестокости, сквернословия и сексуальных материалов, которые влияют на рейтинг.
Пункты логичные, но при оценке все равно не обходится без курьезов. Например, версию Iron Man 2 для Wii оценили как подходящую детям старше 12 лет, а версии для Xbox 360 и PlayStation 3 — детям старше 16 лет.
Просто из-за низких вычислительных мощностей на Wii тела побежденных врагов исчезают — для экономии видеопамяти, а на Xbox 360 и PS3 — остаются. Это сочли реалистичным отображением насилия.
Система PEGI игнорирует культурные различия наций и не принимает в расчет, что игрок в одной стране может уронить челюсть на пол от таких вещей, которые игрок в другой стране пропустит мимо ушей.
Тем не менее, исследование 2008 года показало, что половина опрошенных родителей учитывает рейтинг на обложке при покупке игры своему чаду. Теперь возрастные рейтинги появились и в нашей стране.
Опрошенные нами представители российских подразделений Electronic Arts, Microsoft почти в голос заявили, что новая система «позволит родителям принимать решение о покупке игры, обладая полной информацией о ее содержании.
А издатели обязаны приложить все усилия, чтобы должным образом проинформировать покупателей и защитить детей». Казалось бы, мы наконец-то приобщились к цивилизации — пора откупоривать бутылки с шампанским и радостно подбрасывать в воздух геймпады. Но, увы, не все так просто.
Судя по тексту закона, системы маркировки игр на Западе и в России преследуют абсолютно разные цели.
В США и Европе рейтинг позволяет издателям и разработчикам избежать судебных исков от возмущенных родителей, которые увидели, как их ребенок с упоением откручивает голову какому-нибудь персонажу, или вешается на люстре, потому что опозорился в мультиплеере Battlefield.
Оценку производят только независимые организации вроде Нидерландского института классификации аудиовизуальных произведений. То есть, вы всегда знаете, кому отправлять игру, плюс вся система исключительно добровольная.
Не хотите получить рейтинг — ради бога, но будьте готовы, что магазины не выложат вашу продукцию на прилавки. Им ведь тоже не нужны проблемы с особо активными покупателями.
В случае с Россией удивляет тот факт, что инициатива снова исходит от государства. Рейтинги носят не добровольный, а обязательный характер — издатели и распространители должны сами маркировать игры.
Их решение по требованию государственных органов могут проверить аккредитованные экспертные организации. В этих организациях должны работать лица, «обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии».
Кто определяет экспертов? Закон говорит про «уполномоченный орган исполнительной власти». Видимо, подразумевается Министерство культуры, но точной информации нет. К тому же нигде не регламентировано, что делать с поступившими в продажу играми, если государство вдруг решит их проверить.
По закону эксперты выносят заключение в течение 90 дней. Прикажете, изымать товар с прилавков? То-то покупатели обрадуются.
Как это у нас часто бывает, чиновники не подготовили почву для вступления закона в силу. Директор департамента издательства компании «Новый Диск», Ольга Латяева, сообщила нам: «Несмотря на то, что закон был принят еще в 2010 году, окончательный вид он обрел лишь в конце июля 2012 года, то есть за месяц до вступления в силу.
При этом до внесения последних правок мы не могли предпринимать никаких активных действий, так как ни вид информационного знака, ни требования к месту его нанесения определены не были.
К сожалению, приходится констатировать, что первые месяцы после вступления закона в силу будут достаточно тяжелым периодом для рынка лицензионных игр.
Законодатель отвел слишком мало времени на подготовку. В итоге это может привести к временному опустению магазинных полок, так как ответственность за нарушение положений закона сурова, а розничные торговцы (особенно крупные сети) вряд ли захотят рисковать».
ИТОГО:
Складывается впечатление, что в России система рейтингов будет не просвещать покупателей и защищать детей, а станет новым инструментом государственного влияния на бизнес. Действующие игроки рынка уверены, что в их работе существенных изменений не будет.
Хорошо, если так, но пока закроют все дыры в законе, может пройти еще много времени. Меж тем, в США и Европе рейтинги давно являются методом саморегулирования развлекательной индустрии, который полезен для родителей, хотя и не лишен цинизма.
Отвечая на наши вопросы о принятии закона, вице-президент компании «Акелла», Владимир Кудр, правильно заметил, что вряд ли можно серьезно говорить об ограничении вредной информации, в век свободного Интернета без цензуры, доступ к которому есть практически у всех детей с первых классов школы.
© mail.ru