Источник: vk.com
Автор: Денис БухаровНемного о детяхСначала я думал начать записывать свои мысли относительно того, что может человеческое сознание и как развивать свои способности. Однако, хорошенько подумав, я решил, что вопрос развития детей стоит намного острее. Ведь мало кто знает как отразиться на ребенке воспитание, в лучшем случае его "дрессируют"(у взрослых такое тоже частенько видел). Но ведь человек это не собака, нельзя привить свободу мысли ремнем или конфетой, это все понимают, однако за неимением альтернативы продолжают. К тому же, пропущенный год в саморазвитии вряд ли сильно повлияет на общий результат, а пропущенный год в развитии ребенка может кардинально изменить ему жизнь.
Начав в свое время знакомиться с психологией и физиологией, я был в восторге от того, сколько всего было исследовано и обнаружено человечеством и в ужасе от того, что все это игнорируется. Я постараюсь не давать советов, а просто описать некоторые факты.
Физический контакт с миром У новорожденного нервная система находится в процессе формирования. Его мозг выглядит далеко не так, как мы привыкли его видеть, он далеко не такой извилистый. Основное отличие мозга новорожденного от мозга взрослого - это существенно меньшее количество связей между нейронами. Именно за счет установления этих связей мозг набирает основную массу. Самый мощный скачок развития в этом направлении происходит в первые три года. Теперь вспомните, чему ребенок учится в этом возрасте и чему так восторгается ученый мир в бульварной прессе...
Первые годы жизни ребенок активно приспосабливается к тому, что его окружает. Другими словами, чем активней будет его контакт с миром, тем быстрее и лучше будет идти его развитие. Простое прикосновение это тоже контакт, причем один из самых важных.
Стоит напомнить небольшой нюанс. Весь организм пронизан очень сложными связями. Для простоты выделим три части: внутренние органы, периферическая нервная система и мозг. Эти три составляющие связаны все со всеми двусторонними связями. Все тело пронизано нервными окончаниями и информация от них поступает в основе своей в мозг. Это значит, что надавив на кожу руки вы заставляете работать некоторую область мозга, вдохнув воздух - другую, согнув ногу - третью. Это работает и наоборот, но об этом не сейчас.
Получается любопытная закономерность: чем активней ребенок использует свои чувства, тем лучше развивается мозг и тем лучше работают внутренние ограны. Мало для кого из медиков секрет, что дети, которым регулярно делают массаж в раннем возрасте, развиваются существенно быстрее и намного меньше болеют.
Контакт с родителями Физический контакт с родителями это существенно больше чем просто физический контакт с миром. Тут всплывают уже тонкие моменты развития личности. Еще в прошлом веке был поставлен один любопытный эксперимент. Детенышей шимпанзе оторвали от матери и рассадили по клеткам. У половины в клетке был деревянный манекен в форме обезьяны, у других очень грубый манекен, но обтянутый мягкой шкурой. Деревянный манекен в итоге не пользовался популярностью, а мягкую шкуру воспринимали с куда большим энтузиазмом. Когда детеныши начали подрастать, кто из них стал более самостоятельным, как думаете?.. Как ни странно, те, кто рос с деревянным манекеном, были намного более сдержанными, не особо стремились исследовать мир, а при столкновении с опасностью они просто замирали на месте. Росшие со шкурой были куда более активны, а при столкновении с опасностью просто отбегали к шкуре на некоторое время, после чего продолжали свои исследования. В этом месте можно остановиться и вспомнить, как реагируют на экстремальные ситуации взрослые люди...
Родительские руки для ребенка это самое безопасное место на земле. Лишение родительских объятий даже в более позднем возрасте (со словами вроде "ты уже взрослый") может привести к психологическим травмам. Тут каждый может без проблем вспоминать себя, ведь даже будучи взрослым, мало кто будет отказываться от объятий близкого человека.
Имеется еще одно любопытное явление. Существуют врожденные программы развития, которые активируются определенными факторами. Одним из самых мощных факторов является контакт с матерью как сразу после рождения, так и в дальнейшем. У человека практически нет простых и ярко заметных врожденных программ, как например у утят, которые будут считать матерью того, кого увидят сразу после рождения. Некоторые пытаются утверждать, что подобных вообще нет, однако, я бы не стал игнорировать столь древний механизм. К тому же, имеются сведения, что первые минуты жизни все таки имеют существенное влияние на последующую жизнь как младенца, так и матери.
Память Память, крайне сложный механизм. Однако о ней известно куда больше, чем обычно говориться. Запоминает человек все очень быстро и точно, самое сложное потом вспомнить... Почему же надежно сохраненная в голове информация вдруг становится недоступной? Забыл - это не значит, что информации уже нет в вашей голове, это значит что вы потеряли к ней дорогу.
Правильней разделять память не на кратковременную и долговременную, а на активную и пассивную. В активной памяти находится то, что мы можем вспомнить немедленно, а в пассивной, то что необходимо вспоминать. Объем активной памяти довольно большой. Информация поддерживается мозгом в активном состоянии, пока в ней есть необходимость (т.е. к ней с определенной регулярностью обращаются).
Теперь о запоминании. Вы никогда не запоминаете какую-то информацию в чистом виде. Информация воспринимается в контексте всех чувств и ощущений, которые также попадают в память. Именно этот набор, казалось бы, ненужной информации играет самую важную роль. Если не вдаваться в тонкости процесса, то можно сказать, что мозг систематизирует информацию перед запоминанием. Он разбивает информацию на объекты и вместе с каждым объектом сохраняет информацию о всех найденных в текущий момент связях с другими объектами. Это довольно грубая модель, но очень удобная с практической точки зрения.
Процесс вспоминания, согласно данной модели, осуществляется поиском по связям. Чем больше связей, тем проще вспомнить. Обычно человек не задумывается над этим и основными связями становятся условия окружающей среды и его состояние. По этому, в частности, так сложно вспомнить что-то на экзамене. Однако, как только вы отвлекаетесь от атмосферы экзамена и начинаете просто "решать", как это обычно бывало в процессе обучения, так знания будто прорывают платину.
Связи формируются в процессе размышлений, чем с большего количества сторон рассмотрена какая-то информация, тем лучше она запомнится. В связи с этим возникает эффект, вызывающий фразу "из головы вылетело". Если резко изменить тему разговора, а собеседник не сильно обдумывает слова заранее, то последняя информация просто не успеет обзавестись достаточным количеством связей. В таких случаях, люди начинают искать в памяти те немногие связи, что были образованы. В частности, пытаются восстановить по хронологии свое точное состояние в тот момент, что зачастую помогает.
Теперь о том, что все это значит... Правильной работе с памятью необходимо учить. Наша система образования мало что даст, если ребенок не сможет грамотно запомнить информацию. Сама система построена на прямо противоположенных запоминанию закономерностях. Необходимо учить любую информацию оценивать с разных сторон и обязательно выносить её за пределы текущего контекста(к примеру, знания получаемые в школе могут обдумываться в контексте повседневности, игр или других привычных занятий).
Для примера, довольно известный способ запомнить имя. Для этого обычно достаточно вспомнить 3-5 человек с тем же именем. Можно также подобрать пару созвучных слов, прикинуть как оно может быть написано или выдумать пару рифм... Репертуар уже зависит от личных склонностей.
Мышление и развитие Основная задача растущего ребенка (хотя это актуально и до старости), это создание у себя в голове максимально точной картины мира. Начать этот нелегкий путь ему помогают довольно широкий ряд врожденных механизмов (рефлексы, программы развития и т.п.). Однако, сама картина изначально пуста, ну или содержит лишь общий каркас, который поможет систематизировать информацию вначале.
Ребенок обладает интересной способностью, которая, зачастую, теряется с годами - это понимание общности даже при отсутствии понимания частностей (ребенок понимает что его ругают, даже если не понимает слов). Если подумать, то становится понятно, откуда появляется это умение... На начальном этапе, все что может ребенок, это оценивать общности: получение еды, взаимодействие с людьми, их реакции и т.п.. Смысл деталей и слов заполняются в дальнейшем по мере возможности. Но такая система не может работать без ошибок, особенно когда в ней еще крайне мало информации. Смысл слов подбирается исходя из контекста, в котором они были услышаны. В результате, значения некоторых из них могут пониматься совершенно неправильно. Из всего сказанного, можно сделать вывод, что мышление ребенка не отличается от мышления взрослого. Разница заключается лишь в объеме и степени систематизированности информации. Точно такую же разницу можно встретить и между взрослыми. Тут стоит уточнить, это мое собственное мнение, которое не особо поддерживается в научных кругах.
Основным источником информации для ребенка являются родители. Они истина в последней инстанции в течении многих лет. В результате ребенок может перенять колоссальное количество информации за очень короткий промежуток времени. Однако, данный механизм имеет и недостаток. Если ребенку еще недостаточно знаний для критической оценки новой информации, он примет её как есть, т.е. попытается перенять общность не задумываясь о частностях. Именно таким образом могут быть переняты, например, расистские наклонности. Подобным образом усвоенные манеры поведения и взгляды, могут в дальнейшем привести к большим проблемам, поскольку ребенок, принимая общность как есть, не смог согласовать её с той моделью мира, которая у него строится. Противоречия возникают значительно позднее, когда усвоенная информация укоренится и в модель мира начнет поступать информация о её реальном значении . Из-за значительной разницы во времени ребенок зачастую не может даже осознанно сопоставить информацию, хотя, это, наверно, все таки в большей степени связано со слабой систематизированностью информации в голове. А выливается все это в сильное психологическое напряжение, происхождение которого ребенок даже понять не в состоянии. Он лишь чувствует, что с миром что-то не так и пытается отвергать его требования (если есть противоречия на уровне информации) или с ним самим что-то не то, что он "не настоящий" и пытается изменить свое поведение (если есть противоречие поведения и информации). Думаю уже ясно, что пик данной проблемы выпадает на подростковый возраст. Также думаю ясно, что виноват в этом не ребенок...
Как это не прискорбно, но данная проблема на сегодняшний день касается всех людей всех возрастов. При слабой систематизированности информации в голове, человек продолжает принимать информацию без критической оценки, что приводит к тем же проблемам что и в подростковом возрасте. Однако из-за большей сдержанности взрослого населения, мы видим не резкие изменения в поведении, а большое количество болезней, являющихся результатом перенапряжения и сбоев в работе нервной системы (а нервная система руководит работой всех внутренних органов...).
Для предотвращения этой проблемы необходимо выполнить два условия:
1. Необходимо ОБЪЯСНЯТЬ ребенку так много и так широко, как это возможно. Он не зря твердит свое "почему?", это для него жизненно необходимо.
2. По возможности ограждать ребенка от того, что он еще не способен понять. Лучший выход в данном случае, это временные простые объяснения, которые, однако, ни в коем случае не должны противоречить реальному смыслу. Это в частности значит, что говорить с ребенком нужно на его языке, избегая речевых оборотов, которые он еще не способен понять(это касается речи обращенной к нему лично, поскольку она требует реакции, а следовательно и усвоения этих оборотов).
Инстинкт продолжения рода Необходимо развеять одно очень живучее заблуждение. Врожденного инстинкта продолжения рода у человека не существует (и далеко не только у человека). То что мы привыкли называть инстинктом продолжения рода, на самом деле формируется в процессе очень сложного механизма, основу которого составляет научение. Выросшие в изоляции обезьяны ни только не проявляют желания размножаться при встрече с особью противоположенного пола, они еще и проявляют довольно сильную агрессию... Размножаться они становятся способны только после продолжительного прибывания среди себе подобных и наблюдения за поведением других пар.
Выше сказанное означает, что полная, 100%-ная изоляция ребенка от интимной жизни родителей (мораторий на проявление нежности между родителями в присутствии детей) способна привести лишь к психологическим проблемам в период полового созревания. В некоторых случаях это также может оставить серьезный отпечаток на личной жизни подрастающей личности.
В общем, любить ребенок тоже должен научиться, а так уж генетически сложилось, что главный пример в этом плане это родители. Если он не увидит реальный пример любви, в дальнейшем, у него возможно любое поведение лежащее между двух крайностей:
1. Принятие за любовь малейшей привязанности. В этом случае возможно переживание любовных мук чуть ли не каждую неделю.
2. Полное отвержение любви. В данном случае наблюдается грубость и жестокость даже в случае вступления в брак.
Но в любом случае, потребуется не мало усилий, чтобы выявить реальный образ любви.
Заключение В качестве заключения хочу привести описание одного довольно давнего эксперимента. Его понимание оставляю на читателей. Лично мне потребовалось не мало времени, чтобы восстановить эмоциональное равновесие после прочтения.
"В 30-е годы Скилс занимался малолетними детьми в одном из сиротских пансионатов штата Айова. Этих младенцев считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей в пансионате не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления.
Скилс решил попробовать поместить 13 таких детей в другие условия, а именно в заведение для умственно неполноценных женщин. При этом он полагал, что детей по крайней мере будут баюкать и ласкать. Именно это и произошло: очень скоро женщины приняли этих младенцев как своих. С этого момента развитие детей с каждым днем начало меняться. У них сформировалась речь, и вскоре их интеллект достиг нормы.
Одна из сотрудниц Скилса поддерживала связь с этими бывшими детьми около 40 лет, и она сообщает, что все они стали полноправными членами общества. Многие из них обзавелись семьей и имели детей, а четверо получили высшее образование. Что касается остальных 12 детей, которые остались в прежних условиях в пансионате, то они так и не достигли нормального интеллектуального уровня, и всего несколько лет назад треть из них еще жила в специальных заведениях."(Выдержка из книги Годфруа "Что такое психология")
* * * * * *
Источник: vk.com
Автор: Денис БухаровПуть зверяЧеловека принято считать венцом эволюции, самым совершенным существом. В качестве примера обычно приводятся его научные достижения, творчество, речь и тому подобное. Но лично меня эти достижения не сильно вдохновляли. Я всегда чувствовал однобокость таких доказательств, да и в детском возрасте куда больше интересовал вопрос как быть быстрее, сильнее и здоровее. Именно тут и возникал казус, а почему человек, вершина эволюционной лестницы, так сильно отстал от своих несовершенных сородичей в плане функционирования организма? Ведь организм дикого животного работает на много лучше чем у человека. Все знают, что раны у животных заживают быстрее (заживает как на собаке), скорость реакции у них выше, даже скромные по размерам животные порой оказываются очень сильными, проблемы с болезнями и расстройствами внутренних органов у них встречаются на много реже, хотя среда обитания намного агрессивней и т.д... Все говорит о том, что животные, на сегодняшний день, обходят человека по физиологическим показателям. Так что же тут все-таки не так?
В чем разница? Оказывается, разница крайне не велика. Строение тела не содержит ничего особенного, ничего уникального. Прямохождение, которым человек так гордится, обеспечивается адаптацией скелета и обеспечивается далеко не так хорошо, как кажется на первый взгляд. Скелет хорошо приспособился к вертикальным нагрузкам, в других же случаях его прочность порой до опасного низка.
Ключевым отличаем от животных является мозг. Именно его изменения послужили причиной появления царя зверей. Вот только что же в нем изменилось? Природа не терпит спешки, она последовательна и рассудительна. Она не отказывается от достигнутых результатов и не переделывается все с нуля в спешке. Каждое нововведение надстраивается над тем что уже есть и расширяет возможности. Это очень наглядно видно на ребенке, растущем в утробе матери. Его развитие отражает миллионы лет эволюции. Мозг человека имеет очень сложную структуру, а некоторые "древние" его часть до сих пор работают также как у некоторых видов моллюсков. Это значит, что функционирование основной части мозга не изменилось, именно по этому, большинство открытий сделано на животных, причем далеко не только на обезьянах (больше всех, похоже, досталось крысам). Изменения коснулись, в основе своей, только коры головного мозга, она существенно увеличилась.
Теперь о том, что же это значит. У мозга есть две особенности, это модульность и пластичность. Модульность означает, что конкретную функцию выполняет конкретная область мозга. В частности, изображение, которое мы видим, проходит обработку далеко не в одной области мозга. Начинается обработка в самом глазу (там тоже есть нейроны, именно по этому глаз считается частью мозга), далее изображение передается из одной области в другую, в каждой из которых распознаются и выделяются свои признаки. Примечательным является то, что чем дальше уходит сигнал от глаза, тем более сложные и общие элементы выделяются из изображения и тем позже, в плане эволюции, образовывались обрабатывающие зоны. Для примера, на первых этапах выделяются основные геометрические примитивы, такие как линии, определяется их взаимное расположение, далее выделяются примитивные формы и т.д.. Думаю уже понятно, что кора мозга завершает цепочку обработки информации. Хотя тут правильней сказать, что кора проводит обработки самого высокого и общего уровня, поскольку обработка информации в мозгу далеко не так прямолинейна.
Пластичность означает гибкость и способность к изменениям. В частности, если некоторая область выполняет некоторые функции, это не значит, что эти же функции не может выполнить другая область. Известны случаи повреждения областей мозга ответственных за речь. При этом человек теряет возможность говорить. Однако, спустя некоторое время, он снова постепенно начинает говорить, а зона, активирующаяся в процессе разговора перемещается в другое место. Другими словами, зоны мозга представляют собой эволюционно сложившееся разделение ресурсов мозга. Тут стоит уточнить, что чем более поздней является конкретная структура мозга, тем она более гибкая.
Подытожив можно сказать, что человек получил возможность еще более тонко реагировать на окружающую среду, сделать свое поведение еще более сложным, еще более тонко управлять своим организмом. На этом месте начинает казаться, что кто-то кого-то обманывает или просто морочит голову. Ведь мы пришли к противоположенным выводам относительного того с чего все начиналось.
Что же действительно получил человек? С физиологической точки зрения вроде бы понятно что изменилось, но как это могло привести к такому, казалось бы, значительному скачку в развитии? На этот вопрос нет ответа скорее по этическим и религиозным соображениям. Любое объяснение не может быть доказано на практике, но в любом случае обречено на гонения религиозных людей... Но поскольку мне безразличны религиозные гонения, я все-таки приведу одну свою гипотезу.
Развитие коры головного мозга расширяет возможности всех процессов протекающих в организме. Поскольку связи двухсторонние, улучшается не только качество обработки поступающей информации, но и обратная связь, которая позволяет более тонко настраивать все системы организма. Однако, ключевыми похоже стали два фактора, это увеличения объема внимания и времени хранения информации в активной памяти. Эти два фактора открыли грандиозные ворота, что привело к взрывным изменениям. Чтобы стало понятно, нужно немного порыться в своей памяти. Даже если человек и обладает особенными, по сравнению с животными, способностями, он далеко не всегда ими пользуется на полную катушку. Есть много состояний, когда сильно сужается объем внимания, самым ярким является состояние сна, но к сожалению не так много людей могут вспомнить и описать свои ощущения. Можно привести и другие примеры, такие как сильная усталость, некоторые болезненные состояния, просто перегрузка восприятия и многое другое. В этих состояниях есть ряд особенностей, одна из которых, это ухудшение восприятия будущего и прошлого. Границы будто сужаются, мы видим будущее все хуже, а иногда вообще перестаем ощущать время и воспринимаем только настоящее, даже не пытаясь думать о следующем моменте. Если вспомнить особенности работы памяти, то станет ясно, что подобное состояние способствует забыванию всего происходящего. Останется лишь опыт поведения в определенных пережитых ситуациях, которые сознательно проблематично вспомнить, но которые очень неплохо будут всплывать в подобных ситуациях. На этом этапе следует хорошенько подумать, а как вообще живут братья наши меньшие, как думают, как запоминают и реагируют?
Чтобы действительно понять смысл этих слов, нужно вспомнить себя в подобных состояниях, иначе это довольно проблематично... Только ощущая это можно попытаться представить, что произойдет, если еще уменьшить объем внимания, чтобы пропал внутренний диалог и мысли и осталось только восприятие мира. А получится в итоге шимпанзе средней сообразительности.
А теперь посмотрим что все-таки произошло при развитии от животного к человеку. Увеличивающийся объем внимания позволяет человеку вмещать все больше информации, что позволяет появится такому понятию как прошлое, поскольку информация достаточное время остается осознаваемой. Также важно то, что оставаясь в области внимания, информация "обрастает" связями, что позволяет не только существенно упростить поиск воспоминаний, но также позволяет человеку выработать систему "маркировки", что делает возможным осознанное вспоминание. В результате человек начинает осознанно влиять на содержимое активной памяти, что, в общем-от, и послужило спусковым механизмом к началу мышления. Тут можно вспомнить себя в детстве... Похоже что воспоминания начинаются именно тогда, когда ребенок наконец научается пользоваться своей памятью.
Еще одним важным моментом является внутренняя модель мира и собственного тела. Эти две вещи далеко не просто абстракции, это вполне конкретные механизмы и можно сказать, довольно древние. Было даже доказано, что внутренняя модель собственного тела является ВРОЖДЕННОЙ и с годами лишь настраивается, уточняется и модифицируется. За счет довольно сильного увеличения доступных ресурсов, данные модели смогли значительно усложниться и стать более точными. Модель мира можно рассматривать как каркас, в котором можно удобно хранить информацию, которая также удобно извлекается при взаимодействии с миром. Что-то вроде проиндексированного хранения в базе данных, ускоряющего поиск. Модель тела же позволяет более точно управлять движениями и точнее получать ощущения от тела. Именно в этой модели фиксируются габариты тела, длина рук, ног и т.п.. В результате, имея модель мира и модель себя, мы можем очень точно моделировать свои движения, например взятие стакана с подноса пробегающего официанта. Это действие было бы невозможным ели бы мы опирались только на обратную связь нервных окончаний, поскольку они далеко не такие быстрые как принято считать (время получения обратной связи около 300-500мс). Для осуществления сложных движений необходимо точно смоделировать и рассчитать весь процесс и выполнить его по расчетам, лишь слегка корректируя процесс по обратной связи.
Небольшой побочный эффект, или что мы забыли Настало время представить реальность. Каким же образом все это многообразие функционирует и как используются все описанные механизмы?
Если рассуждать логически, то конкретные внутренние органы не должны получать управляющие воздействия непосредственно от каких-либо органов чувств, иначе от человеческой сознательности не осталось бы и следа (вообще говоря есть "короткие" механизмы воздействия, но это скорее исключения для особо важных функций требующих моментальной реакции). Значит должна быть некоторая система, которая подготавливает данные для всего организма, чтобы, в дальнейшем, все могли получить необходимую информацию. Таким образом решается очень важная задача, это подготовка к прогнозируемой ситуации. Т.е., если вы вдруг вспоминаете, что после следующего поворота будет очень скользко, то организм начнет готовиться немедленно (если вы достаточно близко). В результате эндокринная система возьмется за дело и в крови окажется большое количество разных веществ, которые настроят организм для решения проблемы, а именно: повысится тонус мышц, участиться сердцебиение, слегка поднимется кровяное давления и т.п.. Повернув за угол и встав на лед, вы уже будите намного сосредоточенней, все мышцы будут напряжены и вы сможете почувствовать малейшее изменение равновесия. Логично предположить, что система, из которой получается информация, тесно связана с внутренней моделью мира и собственного тела, если это вообще не одно и тоже.
Из описания механизма думаю ясно, насколько он важен. Также думаю ясно, что этот механизм свойственен не только человеку. Вот в этом месте и начинается самое интересное, а чем отличается этот механизм у человека?... Да в общем-то почти ничем особенным, кроме того, что модель мира человека намного сложнее и человек способен куда более точно прогнозировать возможные ситуации. Тут всплывают несколько тонких моментов, на которых следует еще раз обратить внимание:
1. Организм реагирует на модель мира и тела, а не на реальные воздействия. Внутренний мир для него единственная реальность.
2. Модель мира и тела формируется самим человеком в процессе его развития. В отличие от животных, у человека этот процесс куда более осознан и управляем, хоть на него и не обращают внимание.
Если на минутку задуматься, то можно представить последствия этих двух особенностей. Искажение внутренних моделей может привести к катастрофическим для организма последствиям. В частности, если человек постоянно чего-то боится, то организм постоянно находится в состоянии полной боевой готовности, доводя все органы до истощения постоянной стимуляцией.
Тут можно возразить, мол я отношусь к здоровой части населения, фобиями не страдаю и вообще это все меня стороной обошло... Но на этом месте стоит вспомнить, откуда произошли все эти механизмы, на что они рассчитаны, что для них означает норму? И тут мы поднимем неожиданно громадный пласт. Ведь мир построенный человеком мало чего общего имеет с тем, на что рассчитан организм. Жизнь в дикой природе заставляет животных развиваться определенным образом. Единственное средство выживания для них, это собственное тело. Миллионы лет складывались механизмы выживания и системы обучения данным механизмам. И человек изначально шел по тому же пути. Вот только получив определенную долю разума, он неожиданно нашел альтернативное решение проблемы выживания, правда я очень сомневаюсь, что природа рассчитывала на этот способ, создавая тело человека.
В результате мы имеем две тенденции:
1. Внутренние модели становятся все сложнее, что само по себе не так страшно. Страшно то, что эти модели становятся все менее и менее согласованными, а противоречивые команды вряд ли способны улучшить работу алгоритма.
2. Человек все меньше уделяет внимания на ощущения, которые, в качестве обратной связи, возвращаются телом. Общество заставляет человека обращать все внимание вовне, в результате человек совершенно разучился "пользоваться" своим телом. Даже банальные вещи начинают называть интуицией, а порой даже мистикой.
Немного о практике Я долго думал, что именно стоит написать в этом разделе. Хотелось описать побольше фактов, но их оказалось слишком много, да и не все они достаточно яркие, чтобы можно было их узнать даже после описания. В итоге я решил основное внимание уделить вопросу, откуда эти факты можно получить.
Название выбрано неслучайно, потому что именно звери тут являются лучшими учителями. Раз за разом анализируя их поведение и сопоставляя его со своим, можно узнавать много нового. Рассмотрим первые выводы, которые можно сделать, и несколько примеров.
Первый и один из основных фактов, это то что не бывает плохих естественных эмоций. Природа создавала их миллионы лет, неужели она могла создать что-то вредное и ненужное? Плохими могут быть эмоции, созданные человеком - те, что чужды природе. К ним можно отнести все эмоции, длящиеся очень долго. Эмоции помогают решать конкретные задачи, если же какие-то из них человек не может испытывать из-за внутреннего запрета, или другой эмоции, на которой он застрял, это значит, что организм будет, как минимум, действовать не оптимально. Так же есть человеческие модификации эмоций, например зависть, высокомерие, презрение и т.п., если честно, то я не могу представить, где они могут помочь.
Злость является далеко не плохой эмоцией. Вопрос только в том, какую форму она принимает. Естественной является чистая злость, не привязанная к чему либо. Это средство быстрой и агрессивной активации организма. Она полезна, но не может существовать вне короткой проблемы, которую нужно решить. Если мы сидим и злимся, это уже совсем другое. Злость делает организм более сильным и эффективным, если же мы при этом бездействуем, то это ни что иное, как глупый износ.
Ощущения. Это бездонная бочка для анализа. Проблема в том, что для их хорошего понимания необходимы годы. Каждое животное очень чутко занимается этим всю жизнь, мы же стремимся не обращать на них внимание. Ощущения возникают не просто так, это сигналы организма на то, что требует нашего внимания. Самым ярким примером является еда. Ведь животные в дикой природе очень чутко относятся к еде и едят очень избирательно. Жизненный опыт позволяет очень точно отделять не только съедобное от несъедобного, но также выделять еду, которая может быть вредна именно сейчас. Прежде чем что то съесть, животное:
- осматривает еду;
- обнюхивает;
- прикасается к ней;
- пробует языком;
- съедает немного;
- и уже потом ест.
Все эти действия могут проходить довольно быстро, но, как вы понимаете, животное не начинает раздумывать, стоит ли ему есть или нет. Оно ждет сигналов от организма, который в это время активно ворошит память.Сигналом становится ощущение к еде. Как это ни банально, но вопрос в том, нравится или не нравится. Чем ярче ощущение, тем сильнее ожидаемый эффект от еды. Ведь каждый может вспомнить, когда говорил "а я ведь не хотел это есть", после того как начинал болеть живот... Если начать задумываться о том, что вам хочется поесть, то вы поймете, что это тоже неспроста. Организм не может вам сказать, какие типы молекул ему нужны, но он прекрасно может указать на еду, содержащую то, что ему необходимо. Также ваше отношение к ситуации, это ни что иное, как ваш собственный многолетний опыт, доставленный самым удобным образом. Вот только мы его не слушаем, а он куда более объективен, чем ваше сиюминутное мнение.
У нас принято крайне отрицательное отношение к боли, а кто вообще серьезно задумывался зачем она нужна? А самое главное, как на нее правильно реагировать? Всем понятно,что боль это прежде всего маяк. Для того чтобы понять остальное, стоит напомнить и уточнить некоторые факты:
- организм не может одновременно восстанавливаться и активно действовать. Эти действия обеспечиваются частями нерной системы, которые начинают угнетать друг друга при активации. Именно поэтому так тяжело делать физические упражнения после еды, а если все-таки заняться тяжелым трудом, то возникнут проблемы с пищеварением.
- фокусировка внимания на какой-то части тела влияет на ее функционирование, как в общем-то и прикосновения. Мы это видим с раннего детства, даже на себе. Животные лижут раны, мы хватаемся за ушибленное место... Это делается далеко не просто так. Организм не может сам вдруг начать лечиться полным ходом, это сильно нас ослабит, а в природе может стоить жизни. Он дал вам знать о проблеме, а дальше ждет обратной связи.
Эти два факта означают, что нужно строго разделять лечение и отдых от активной деятельности. Если при сильной боли вы остаетесь во власти сильных эмоций, то организм будет всеми силами добывать вам ресурсы и не будет докучать болью столько, сколько это возможно. Пока повреждения не перейдут
Заключение Сложно сказать где пределы человеческим возможностям. Ясно только то, что мы не просто их не используем, мы активно угнетаем свои физические способности. Бесспорно, что человек может куда больше, чем братья наши меньшие. Свидетельств этому множество и каждый сам может проверить все на себе. Проблема в том, что все это требует времени и результаты остаются практически незаметными. Даже достигнув великолепных результатов, вы можете не обратить на них внимания. Можно очень тонко определять состояние "усталости", в котором любое воздействие на организм холода приводит к простуде. Сначала это кажется невероятным, а по достижению все становится совершенно обыденным. В результате появляется ощущение отсутствия изменений, а это не способствует рвению.
Не стоит забываться, вы играете в одной команде со своим телом и от слаженности этой команды зависит очень многое. Не забывайте, тело слушает вас, слушает очень внимательно. Человек отказывающийся управлять свои эмоциональным состоянием, отдает свою жизнь на волю случаю. В наших силах управлять своим психическим состоянием (это одна из уникальных черт человека), а именно на него ориентируется тело. Жизненно необходимо "объяснять" телу, что от него требуется и также необходимо понимать, что "говорит" тело, выполняя ваши просьбы.
* * *
Самая близкая духу наука будет высшая математика, если она понята правильно.(Е.И. Рерих)
* * *
Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему. (Сиддхартха Гаутама)
* * *
_
Теги: сознание