Прошедшая зима оказалась щедрой на снег не только в Подмосковье. Первое, чем встретила меня Исландия, — черно-белые лавовые поля, непривычные без островков зеленого мха. Это еще не край света, но отсюда его уже видно. Беглый взгляд на километры монохромной земли, и кажется, что самолет садится не в Кефлавике, а на далекой планете. Безумно хочется надеть наушники и, презрев замечания стюардесс Icelandair, включить саундтрек EVE Online.
Merchants, Looters and Ghosts
Великолепный электронный минимализм Джона Халлура Харалдсона — малая толика EVE. Чтобы кратко объяснить ее суть новичку, достаточно сказать: «Космическая MMORPG». Чтобы передать масштаб, нужен не один час. Сотни корпораций со своими интересами. Огромные альянсы, насчитывающие тысячи людей. Запутанный механизм переработки ресурсов. Строительство и управление форпостами.
Межзвездный совет игроков, куда не попасть без предвыборной агитации. Сложная рыночная экономика и центробанк, чью работу контролируют профессиональные экономисты. «Червоточины», ведущие в иное измерение. Прорва товаров, оружия и умений. Наконец, море преданных поклонников, приезжающих в Рейкьявик на слет Fanfest.
Уступая BlizzCon и SOE Fan Faire по числу гостей, Fanfest 2011 поразил отменной организацией (не зря аббревиатура CCP когда-то означала «Crowd Control Productions»!) и атмосферой.
В виртуальном космосе участники слета безжалостно грабят, надувают и взрывают друг друга, стоя по разные стороны корпоративных баррикад, но в залах царили удивительное единодушие и сплоченность (даже до потрясающе гениальной акции «Pub Crawl with a Dev»!). Человек, равнодушный к онлайновым развлечениям, и тот подцепил бы здесь «вирус» EVE и, снедаемый любопытством, скачал пробную версию.
Однако его ждет подвох. Кривая освоения не просто берет резкий старт — она взмывает в небеса, подобно ракете-носителю. Длинный «туториал» поначалу неплохо разжевывает азы: как перепрыгнуть в соседнюю систему, куда ткнуть курсором, чтобы выбрать противника, где сидят NPC-агенты, выдающие задания.
Что еще важнее, неофитам сообщают, что в EVE Online нет «экспы» и традиционного развития персонажа — таланты совершенствуются автоматически. Мы только выставляем приоритет «прокачки» и, если в кошельке есть лишние миллионы ISK1, приобретаем имплантаты, ускоряющие неспешный процесс. Время, а не количество выполненных за час квестов — главный признак, отделяющий зеленую поросль от убеленных сединами ветеранов.
Космос Рубика
Показав, что к чему, обучающий ИскИн желает удачи, и… речной песок под ногами превращается в илистый обрыв. Лучший способ не утонуть — найти приятеля, который подскажет, в чем отличие ракет от лазеров и турелей, посоветует правильные навыки, растолкует, что такое «0.0» и «low-sec», и научит остерегаться обманщиков.
Тот ящик с заманчивым названием «[FREE STUFF!]», что висит возле станции, — «разводка» наивных халявщиков. А доброхоты, напрашивающиеся к вам в команду якобы для прохождения сложной миссии, воткнут нож в спину и провернут.
Если у вас нет товарищей, увлеченных EVE, а набивать шишки страшно, придется штудировать колоссальную «википедию» или шерстить форумы. Другой вариант — взять бесплатный 400-страничный официальный путеводитель ISK 3.0, восполняющий пробелы в базовых знаниях.
Под таким холодным душем нелегко сохранить первоначальный запал. Представляя печатную версию книги на Fanfest, глава ССР Хильмар Вейгар Петурсон в шутку ужаснулся: «Ну и монстра мы создали!» Его подчиненный CCP Soundwave суммировал ощущения более емко: «Добро пожаловать в EVE Online, вот вам кубик Рубика и идите на %#@».
А свежая кровь необходима EVE Online, как, впрочем, любой иной MMO, чьи демиурги смотрят на пятилетку вперед. С тех пор, как CCP продала 50 000 коробок через издательство Simon & Schuster и, чудом избежав разорения, ушла на цифровую стезю, утекло немало воды. Население серверов неуклонно увеличивается (357 тыс. активных подписчиков по данным на декабрь 2010 г. — больше, чем жителей в Исландии!), объем годовой выручки приближается к $50 млн., компания покупает мощное «железо» у IBM и продолжает набирать персонал…
Однако расти исключительно за счет «хардкорщиков» нельзя — голова неизбежно упрется в потолок. Лелея свободную капиталистическую конкуренцию и PvP-комьюнити, разработчики упустили гигантский пласт ценителей PvE. Матерые пилоты презрительно кличут их «carebears», но что если человек рвется к звездам, а у него в распоряжении жалкая пара часов после работы?
Не каждый готов вставать по звонку ни свет ни заря и защищать честь родного альянса. До недавнего времени уделом миролюбивых граждан были скучный «фарминг» низкоуровневых агентов за гроши, спекуляция барахлом и добыча дешевых минералов в Империи.
PvEVE
В прошлом году CCP осознала проблему и слегка развернула ладью, убрав «learning skills» и выпустив дополнение Incursion. Охота на фанатичных последователей Санши Кувакея, порабощающих целые системы, должна, по замыслу авторов, воодушевить любителей PvE на совместные действия. Правда, рейдами а-ля World of WarcraftКраткая информация об игре эти вылазки называть рано.
Несмотря на старания, EVE вряд ли станет тихим PvE-пастбищем — девиз «Homo homini lupus» вытравлен на ее ДНК-спирали. Тем не менее, CCP не сдается. Скоро исчезнет рейтинг качества агентов, и искать приличную работу будет чуть проще.
Обозримое будущее принесет удобный 3D-интерфейс и шрифт, не утомляющий глаза при чтении. И буквально на днях в открытое тестирование вышел фрагмент долгожданного аддона Incarna — нынешним летом он вдохнет жизнь в аватаров.
Наконец-то редактор невероятно фотогеничных героев, равного которому нет ни у кого, обретет смысл2. Первый этап скромен — капитанская каюта, позволяющая почитать сводки с полей, проверить почту, узнать текущие цены и поменять внешность.
Конечно, это крохотный шажок на пути к настоящим космическим станциям и штаб-квартирам альянсов, где можно погулять по коридорам, пообщаться с темными личностями, пропустить рюмочку в баре и поставить на черное в казино. А там — рукой подать до собственного жилья.
Появление Incarna знаменует сдвиг в идеологии EVE Online. Не трогая столпы, CCP пытается изменить мировосприятие игрока. Теперь, когда есть полноценное альтер эго, корабль, будь то дорогой или трехгрошовый, кажется не воплощением пользователя, а обычным инструментом. Хотя, как ни крути, обидно профукать «отвертку» за полмиллиарда кредитов.
На ту же мельницу льет воду сетевой шутер DUST 514Краткая информация об игре для Xbox 360 и PlayStation 3 от CCP Shanghai. Схема, озвученная еще на gamescom 2009, элементарна: две стороны выдвигают претензии на планету, консольные пехотинцы-наемники сражаются, результаты матча поступают обратно в EVE Online.
Предусмотрен и стратегический слой, о котором, равно как и о прочих деталях (микротранзакции, взаимодействие с консольными службами Sony и Microsoft, модульная техника, Unreal Engine 3), исландцы молчат. На «круглом столе», посвященном загадочному FPS, авторы просто выслушивали предложения фанатов.
Пищи для мечтаний подбросила и церемония «CCP Presents!», причем не только роликами про красочные туманности и редизайн бортовых турелей. Когда сотрудник Nvidia вынес на сцену Motorola Xoom и, двигая пальцами по экрану, принялся вертеть трехмерную модель крейсера, народ ахнул.
О полновесной ММО для мобильных платформ речи, разумеется, пока нет. Утилита, предназначенная для телефонов и планшетных компьютеров на базе Android и чипе Tegra 2, позволит переоснащать суда и следить за тенденциями товарного рынка. Так, глядишь, созреет EVE Mobile…
Glorious Future
Выступая на последней презентации Fanfest 2011, творческий директор Торфи Франц Олафссон обрисовал свое видение отдаленных перспектив. «Я хочу прилететь с командой в логово „спящих“, пристыковаться и уничтожить дроидов лишь затем, чтобы нарваться на уродов, обчистивших место раньше меня. Я их убиваю и тут вижу, что мой корабль, оставшийся снаружи, взорван. Единственный путь домой лежит через дуло моего пистолета».
Еще более яркие образы показал трейлер «EVE: A Future Vision», собранный из подручных ресурсов и честно обсчитанный графическим движком. Эпические баталии на поверхности! Орбитальные бомбардировки! Ответом зала было троекратное оглушительное «FUCK YEAH!!!»
…Пока это — мечты, план ГОЭЛРО, целина и Байкало-Амурская магистраль вместе взятые, но тем, кто превыше всего ценит соревновательный дух, не нужно ждать добрых десять лет. Наберитесь смелости, найдите верных советчиков для ликбеза и сделайте прыжок в вакуум. Иначе ведь не выяснить, по нраву ли он вам.
_ _ _ _
1 - Валюта EVE названа в честь исландской кроны. Правда, тут «ISK» расшифровывают как «Interstellar Kredits».
2 - Хвастаясь достижениями на Fanfest, программисты заявили, что отныне на аватарах видны шрамы, синяки, кровоподтеки и ампутированные конечности. Ага, запишем — «для World of Darkness Online».