Давайте начистоту: Diablo 3 — не сиквел. Это римейк предыдущей части. Причесанный, осторожный, порой трусливый. В первом акте — опять «зачистка» Тристрама и окрестностей. Во втором — пустыня, змеелюди, императорский дворец. В третьем — заснеженная крепость и неизбежное путешествие в Ад. Лишь финальная глава спасает от постоянного чувства «дежавю», но она чересчур коротка и уныла, чтобы изменить впечатление.
Bedeviled 3
Конечно, если подойти к Diablo 3 как к «казуалке» а-ля Bejeweled, помогающей скоротать лишние 20 минут, то бессмысленно корить ее за вторичность и безыдейность — при таком восприятии она развлекает.
Пальцы ритмично постукивают по клавиатуре и кнопкам мыши, чудовища красиво прощаются с лапками, рожками и черепушками, золото бьет фонтанами из сундуков и остывающих тушек, курсор жадно скачет по синим, желтым и фиолетовым надписям на экране, собирая трофеи в рюкзак.
Интерфейс — образцовый. Подземелья «склеены» из произвольно взятых кусочков. Все как дюжину лет назад, даром что графика трехмерная, «расчлененка» и разрушения подчиняются законам Ньютона, а для одиночной кампании необходим Интернет.
Понятно, зачем Blizzard превратила Diablo 3 в подобие MMORPG, где за расчеты и логику отвечает далекий сервер. Украсть нельзя, взломать файлы с «сейвами» — тоже. Издатель доволен, читеры кусают локти. Да и пионерами авторов не назвать — Maxis недавно провернула такое с Darkspore.
Правда, у той игры не было столь огромной толпы поклонников, трепетно ждавших релиза, и серверы рухнули в первый день. «Ошибка 37» в одночасье стала мемом, потому что Blizzard, вопреки стресс-тестам, оказалась неготовой к наплыву. И, судя по тому, что происходит сейчас с Battle.net, до сих пор не исправила дело.
В общем, коли решили обмотать «сингл» колючей антипиратской проволокой из сетевых кабелей, хоть бы сделали это прямыми руками. Да, и теперь никак не покрошить демонов в самолете, поезде или краях с баснословно дорогим интернетом. Берите с собой Diablo 2. Или Torchlight. Или Titan Quest. Любую action/RPG, кроме Diablo 3.
Progress Quest
Впрочем, причислять ли ее к RPG — тема спорная. Жаркие дебаты о правильном взращивании «барбов» и «сорок» остались в прошлом десятилетии. Рассудив, что «хардкорная» публика все равно нащупает самые эффективные варианты «прокачки», Blizzard выбросила старую ролевую систему к чертям.
Параметры героя растут автоматически по уже продуманному плану, умения просто открываются, как в, опять же, среднестатистической MMO. Достиг уровня — возьми с полки очередной пирожок, будь то навык или руна, его улучшающая.
Мучительный выбор между разными «ветками» на древе талантов — это не про Diablo 3. Игрок ничем не жертвует, составляя свой «джентльменский набор» из того, что есть под рукой. Сочетание можно поменять в любой момент, причем бесплатно. Классов — пять, способностей у каждого — уйма, но «горячих» клавиш — шесть штук, так что покопаться в меню стоит.
Экипировку, напротив, не кромсали. Генератор псевдослучайных чисел по-прежнему жонглирует названиями, штампуя доспехи, наручи, кольца, амулеты, мечи, арбалеты, луки, посохи и прочее добро. Разумеется, 99% добычи приходится сплавлять купцам (чьи прилавки по жизни забиты хламом) или перерабатывать на запчасти у кузнеца.
Тем более что здесь по-настоящему важен только основной для вашего класса параметр. Если, скажем, варвару нужна сила, а монаху и охотнику — ловкость, их и надо повышать за счет волшебных доспехов. На остальные три пункта — плевать.
Упомянутые кузнец и запчасти — единственное радикальное нововведение Diablo 3. Разламывая магический скарб, мы получаем компоненты для сборки чего-нибудь полезного. Чем больше денег вбухано в мастерскую ремесленника, тем длиннее список создаваемых им предметов. Ювелир, «укрупняющий» драгоценные камни (хорадрический куб до релиза не дожил) и вынимающий их из оружия и брони, тоже требует серьезных вложений.
Старость — не в радость
Вроде бы почти все элементы Diablo на месте, знай себе щелкай монстров, а грустно. Противники безнадежно тупы; в лучшем случае ударят и отбегут, раздражая адептов рукопашного боя. Побочных квестов, по сути, нет, не считая внезапных поручений «отнеси пузырек на 10 метров» и «отбей волну нападающих».
Сюжетные эпизоды — не умнее; самое оригинальное, что мне довелось видеть — защита солдат, крутивших рычаги подъемника с катапультой. Добавьте сюда разрывы соединения с сервером, вынуждающие гробить 15-30 минут на повторный забег до следующего «чекпойнта». Адское «веселье»!
Даже полюбоваться красотами нельзя. Если Новый Тристрам еще старается очаровать, то потом картинка скуднеет на глазах. Текстуры, угловатые модели персонажей, бедная архитектура… Меж тем Titan Quest, вышедшая в 2006-м, и сегодня выглядит здорово.
Вот физика в Diablo 3 хороша — стены падают, разваливаясь на отдельные камни, книги и свитки планируют со стеллажей, отрубленные конечности, кувыркаясь, взмывают над полем брани. Жаль, Blizzard забыла про сочный звук. Звон клинков, вопли героев и рев инфернальных тварей сливаются в пресную кашу, да и про музыку сказать нечего, кроме того, что она мгновенно вылетает из головы.
А сценарий, увы, в памяти оседает. Я понимаю, что повествование в action/RPG — проблема десятой важности, но Blizzard лезет из кожи вон, стремясь ткнуть нас носом в бездарные диалоги, познакомить с кодлой злодеев, словно удравших из детского мультика, и показать страшенные ролики на движке.
После StarCraft 2, где отличной машинимы чуть ли не больше, чем геймплея, Diablo 3 — гигантский шаг назад. Хотя гражданам, ждущим холеных пререндеренных заставок, волноваться не стоит. Будет, будет кино, пусть и густо зарастающее артефактами сжатия в самых динамичных моментах.
От смертной скуки спасает «кооператив» (PvP-арены маячат где-то в будущем). В компании друзей, особенно с голосовой связью, любая игра оживает, и эта — не исключение. Благо поводов ссориться при дележе «лута» нет — каждому выпадают свои трофеи. Собирать отряд тоже удобно.
Нажмите на личный штандарт товарища, стоящий в центре города, и вас перенесут к нему. Ну а чтобы отстающие не обижались («Блин, ты прошел тот квест, а я — нет!»), можно вручную выбрать текущее задание. Кстати, компьютерные напарники — воин, вор, чародейка, — неплохо помогающие в одиночном режиме, сразу убегают на скамейку запасных, едва к партии присоединяется живой человек.
Diablo 2½
Все это, включая встроенный аукцион по анонимной купле-продаже игровых предметов, не дает ответа на главный вопрос: почему на Diablo 3 положили не два-три года, а 11 лет? Да, проект лихорадило — массовый исход персонала из Blizzard North, несколько «перезапусков», — но то, что появилось в итоге на прилавках, ни технически, ни идейно не оправдывает столь долгий цикл разработки.
Уверен, что кому-то более чем хватит и такого продукта — убить полчасика перед ужином после тяжелого дня, виртуально пообщаться с приятелями, погрузиться в ностальгию по любимому жанру, который давно уже не балует качеством… Но мы говорим о Blizzard, и с нее совсем другой спрос. Diablo 3 должна была вывести action/RPG на новую ступень развития, а не буксовать, подобно какой-нибудь Dungeon Siege 3- - -
Машинима - жанр коротких скетчей и видеороликов снятых с помощью трёхмерной графики на основе компьютерных игр © (википедия)
Машинима (Machinima) - современная альтернатива кукольному театру, своеобразный вид киноискусства с персонажами компьютерных игр в главных ролях © (стопгэймс)
Теги: diablo, diablo3
© www.ag.ru