Lost in Space
«Прометей», как многие и предполагали, получился весьма отдалённым родственником «Чужих» — если сделать допущение, что долговременный делёж одной жилплощади людей с абсолютно непохожей внешностью, противоположными характерами и вредными привычками вообще может породнить таких разных индивидов.
Даже самое богатое воображение с трудом поможет представить эпического и величиственного «Прометея» в компании его так называемых родственничков.
Первый — неаккуратен и страшен на вид, второй имеет на лице все признаки службы в вооружённых войсках и матерится через слово, третий знаком с исправительными учреждениями изнутри, а четвертый, страшно сказать, взаправдашний мутант, жертва генетических экспериментов и вообще напрочь безумен.
Говорить про их отпрысков — плоды межвидового скрещивания с другими кинофранчайзами — даже не хочется.
На многие родовые черты «Прометей» смотрит свысока, поскольку с его внешностью и внутренним содержанием можно не беспокоиться о саспенсе или обосравшимися от страха зрителями — на умышленную клаустрофобию и липкий страх предыдущих частей серии он отвечает огромными пространствами, разговорами о божественном и раздражающими многоточиями.
Правда, местами он словно вспоминает о семейном долге и о собственных корнях, невольно манипулируя сознанием зрителей с минимальными кинематографическим багажом, окончательно смущая и запутывая.
Ну как тут быть совсем спокойными, когда иноземные космические корабли имеют столь привычную рогаликообразную форму, главная героиня с растрёпанной шевелюрой изображает и-так-понятно-кого, а одна из сцен целиком посвящена явлению одного небезызвестного представителя сказочного бестиария?
Режиссёр Ридли Скотт в свои преклонные годы, похоже, осознал, что научная фантастика должна быть научной, ещё философской, ну и для совсем убийственного эффекта — загадочной, мистической и метафизичной.
Сами понимаете, что при таком раскладе главные места в сюжете занимают одержимые учёные, одержимые андроиды и одержимые миллиардеры. Запасов кислорода и провианта для хотя бы одного плохонького морпеха просто не предусмотрено.
А поскольку все персонажи немножко фанатичны (и посему не очень приятны), им до того хочется получить ответы на свои вопросы, что бедолаги не в состоянии остановиться и задуматься на секунду: а нужно ли их вообще задавать?
И даже не думайте уподобляться главным героям, то есть истово желать внятных ответов на все загадки «Прометея». Не для этого сценарист Дэймон Линделофф сочиняет свои сюжеты — ох, не для этого!
Человек, считающий сцены, в которых появляются Архитекторы и вносят в жизнь Избранных полную ясность, смертельно губительными, в своём роде отлично справился с поставленной целью.
Можно, изучив каждый кадр под микроскопом и лишний раз убедившись в неземной красоте оных, выдвинуть с десяток правдоподобных версий произошедшего. Одна беда — ну совершенно не тянет этим заниматься.
Чтобы окончательно избавиться от вредных мыслей, посвященных поиску сути бытия в «Прометее», лучше постараться честно ответить на один простой вопрос: а может ли история, претендующая на звание научно-фантастической, столь невнимательно относиться к важным канонам жанра, брезгливо отбрасывая в сторону аспект порядочного отношения к любознательному зрителю?
Ведь подобные сюжеты придумывают уже не один десяток лет как раз из-за болезненной тяги человека решать отнюдь не насущные проблемы вселенского масштаба. Увлекаясь такими вот серьёзными сказками о высоком, которые приносят пусть и крошечное, но всё же истинное удовлетворение, мы худо-бедно удовлетворяем голод любопытства.
Поэтому лучше сразу откровенно сказать себе, что за неравномерно расставленными в сюжете фильма многоточиями нет ничего, кроме космической пустоты. Заодно отпадут всякие сопутствующие мелкие вопросы, касающиеся мотивации поступков тех или иных персонажей.
Ну а то, что нынче снимают катастрофически мало взрослых научно-фантастических эпиков — это совершенно не повод возлагать избыточные надежды на одного редкого представителя.
По-настоящему кино цепляет не повествованием, а размахом, красотой, безусловным мастерством творческой команды и актёром Фассбендером в роли андроида Дэвида.
Вот в чью черепушку хочется залезть и узнать: а не мечтает ли этот типчик об электронных овцах? Ей богу, «Прометей» больше смахивает на приквел «Бегущего по лезвию бритвы», чем «Чужого».
Мы, конечно, рады, что Ридли Скотт размял свой НФ-мускул… Да, просто рады. И всё.
Юрий Лущинский, Евгений Кузьмин
31 мая 2012