[email protected])
Дата: 20 декабря 2010 года
* * *
За красавицей Элис Уорд следят Интерпол и гангстеры: дело в том, что она связана с Александром Пирсом, загадочным преступником, укравшим миллиарды долларов у крупного мафиози. И мафия, и спецагенты надеются, что слежка за Элис приведет их к Александру и его миллиардам. Но Александр, зная о слежке, направляет Элис письмо, в котором предлагает сесть на поезд до Венеции и познакомиться там со случайным попутчиком, внешне похожим на него, дабы попутчика приняли за Александра…
Мода доверять постановку крупных голливудских проектов европейским режиссерам-интеллектуалам, о которой мы писали в связи с Антоном Корбайном (и еще напишем в связи с Мишелем Гондри), становится все более очевидной: теперь и немец Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, получивший «Оскар» за фильм «Жизнь других», выпустил проект с двумя голливудскими звездами класса А (Джонни Депп и Анджелина Джоли) и чисто голливудским сюжетом.
Собственно, если бы не эта троица – Депп, Джоли и Доннерсмарк – фильм можно было бы смело проигнорировать. Но участие этих актеров вкупе с именем постановщика автоматически делают «Туриста» одним из главных проектов 2011 года.
Однако, соответствует ли качество фильма уровню людей, работавших над ним? С одной стороны, в «Туристе» очевидна ориентация на шпионские ленты типа «Джеймса Бонда», но масштаб явно не тот, да и харизма самих персонажей (не актеров) далека от великолепного образа британского суперагента.
С другой стороны, Доннерсмарк и не претендовал на масштабный пафосный блокбастер, а стремился создать комедию (режиссер даже настоял, чтобы в номинациях на «Золотой глобус» «Туриста» отнесли к комедиям). И отчасти ему это удалось: фильм получился достаточно легким и веселым.
Однако, здесь нет искрометности, нет настоящей комедийности (а есть только отдельные гэги, да и то вызывающие скорее ухмылку, чем смех).
Правда, надо отметить, что фильм получился красивым. Но красота эта объясняется просто: основную часть времени действие происходит в Венеции, а снять Венецию некрасиво – это надо постараться!
То же самое касается главных актеров: Джоли очень хороша и выглядит здесь безупречно. Как и Депп. Но неужели такая большая заслуга подчеркнуть хорошим гримом и выгодным освещением удачные внешние данные этих звезд?
Если это и заслуга, то не режиссера. Кстати, Доннерсмарк выступил в «Туристе» еще и соавтором сценария. Да и идея фильма принадлежала ему. И эти факты могут навести нас на мысль, что, собственно, все и затевалось, чтобы дать Джоли, Деппу и Венеции блеснуть красотой.
Но и здесь у фильма не все гладко: даже если воспринимать его лишь как выигрышный материал для Джоли и Деппа, то приходится признать, что не так уж их роли здесь запоминаются!
Сравните роль Деппа здесь с его ролями в «Алисе в стране чудес» и «Пиратах Карибского моря» - и станет ясно, что роль в «Туристе» на самом деле довольно бледненькая. И это претензия не столько к Деппу (хотя нашел же он в «Пиратах» совершенно неожиданные штрихи для портета своего персонажа!), сколько к создателям «Туриста».
Схожая ситуация и с Джоли. Весь фильм она строит из себя загадочную и опасную женщину-вамп, но особого развития образ не получает, и шаблонное (особенно для Джоли) амплуа в данном случае ее переигрывает.
Последнее, чем фильм может привлечь – лихо закрученным детективным сюжетом. Почти до самого конца нам не говорят, кто же этот Александр Пирс. И если бы сценаристам удалось придумать достойную концовку, то можно было бы закрыть глаза на остальные недостатки и идти в кинотеатры.
Но увы, концовка здесь совершенно неубедительна: пытаясь сделать классический «перевертыш», сценаристы перемудрили сами себя, и в итоге получилась откровенная натяжка, которую никак нельзя принять на веру, если вспомнить предшествующие события. Это хоронит весь сюжет.
Я уже не говорю о том, что после фильма остается множество вопросов (каким образом деньги были украдены, зачем нужно было ехать в Венецию и так далее), что отнюдь не добавляет убедительности.
Итак, смотреть этот фильм или нет? Однозначную рекомендацию дать сложно. Пожалуй, если вы любите Джоли и Деппа (причем, не за их драматический талант) и хотите посмотреть какое-нибудь динамичное, в меру веселое и «ненапряжное» кино – «Турист» вам подойдет.
А если учесть, что в российский прокат он выходит 5 января, то наверное, это будет неплохим способом развлечься в бесконечные январские праздники. Но если вы любите фильм «Жизнь других» или же просто хотите увидеть умное яркое кино с сильными актерскими работами, «Турист» может вас разочаровать.
Будьте к этому готовы и не возлагайте особых надежд на Доннерсмарка. В «Туристе» его почерк чувствуется даже меньше, чем в «Американце» - стиль Корбайна.
Автор: Сергей Уваров (