По опубликованным вчера данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), за первые месяцы этого года упало производство отечественной водки и ликероводочной продукции. Как отмечают эксперты, пить россияне меньше не стали, но они все больше предпочитают вино и пиво.
По сведениям НАА, в январе–апреле текущего года водки и ликероводочной продукции в стране произведено на 2% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. В то же время выпуск виноградных вин увеличился за это время на 10,5%, из них 4,2% пришлось на апрель.
Шампанских и игристых вин сделали на 16% больше, а производство плодовых вин росло еще более быстрыми темпами – 28,3%.
Как рассказали «НИ» в НАА, снижение производства крепкого алкоголя в России, в частности водки, наблюдается не первый год. И обусловлено это снижением спроса со стороны населения. К примеру, в прошлом году продажа водки упала на 10% по сравнению с 2005 годом, и такая тенденция, по мнению специалистов, продолжится.
Россияне, признают они, все больше пьют пива, и «виновата в этом» агрессивная реклама его производителей. Так, по экспертным оценкам, если пять лет назад на долю пенного напитка приходилось 20% потребления, то сейчас – ровно треть.
Что же касается водки, то специалисты предупреждают: общий ценовой фон традиционного русского напитка будет повышаться. Происходить это будет за счет вытеснения дешевых сортов.
Чтобы не работать себе в убыток из-за снижения спроса, производители все активнее будут уходить в сегмент «Премиум», продукция которого существенно дороже.
Кстати, тенденция снижения пития водки наблюдается не только у нас. В Швеции, например, 30 лет назад объем ее потребления составлял 60%, а теперь – только 30, все остальное – те же натуральные вина и пиво.
Вместе с тем, как подчеркивают эксперты, привычка к крепкому алкоголю в России все же остается сильной, просто люди переключаются на другие напитки. Так, производство коньяка выросло за четыре месяца на 20%, а импорт виски увеличился за последние четыре года в пять раз. Причем и производители, и импортеры идут, разумеется, вслед за спросом.
Причины специалисты видят не только в повышении благосостояния населения, которое формирует иную культуру пития. Аналитик потребительского сектора Ольга Самарец напомнила «НИ», что пару лет назад резко выросли акцизы на спирт. Это спровоцировало подорожание водки, а затем и масштабный алкогольный кризис 2006 года.
Отрасль от него оправилась, а потребители успели сменить предпочтения. Вместе с тем, отмечают специалисты НАА, пить в России меньше не стали: уровень потребления чистого спирта на душу населения составляет стабильные 10 литров ежегодно.