На территории Эфиопии проживают много этнических групп и племен, все они различаются происхождением, языками и религией.
Кофе в Эфиопии каждая этническая группа называет по разному на своем языке.
Бунна – на амахарском, буна – на ороминга, бун –на тигринья, бона – на кеффичо, кава – на гварагинга. Этноботаники сходятся на том, что аравийское кофейное дерево происходит из южных районов Эфиопии, именно на этой территории издавна проживает этническая группа оромо, которая всегда занималась выращиванием кофе.
У этой народности есть интересный кофейный напиток кути, но не из зерен, для его приготовления используют молодые кофейные листочки вперемежку с сухими листьями. Смесь листьев сначала подсушивают над огнем, а затем крупно рубят, и заваривают. На 1 литр воды добавляют две пригоршни молотых листьев, сахар и соль добавляют по вкусу.
Еще один напиток из провинции Харар – ходжа. Высушенную кожицу кофейных ягод варят, а затем добавляют в отвар молоко. На 1 литр воды добавляют четыре пригоршни кожицы кофейных ягод, и примерно, 250 мл молока. Один из древних кофейников, который используют в Эфиопии – джебена. Сделанный из глины, покрытый черной глазурью, кофейник можно ставить на угли и даже на открытое пламя. Древняя кофейная церемония буна проходит только с джебетой.
Йемен
Йеменский кофе считается очень редким и дорогим продуктом, поэтому весь собранный урожай кофе идет на продажу. А жители Йемена издавна привыкли пить кишр, напиток приготовленный из высушенных кофейных плодовых оболочек. Приведем пару рецептов йеменских кофейных напитков..
Кахва Сана (кофе по-сански) Пропорция для приготовления смеси следующая: 1 кг арабики, 150 гр сушеного корня имбиря, 100 гр корицы.
Зерна арабики обжаривают не сильно, остужают, измельчают в ступке вместе с пряностями. В йеменский кофейник джамана вливают четыре стакана воды доводят до кипения, всыпают четыре чайные ложки кофейно-прянной смеси, перемешивают и нагревают смесь на слабом огне 15 минут.
Кишр. Для приготовления смеси берут: 1 кг сушеных плодовых оболочек кофейных зерен, 100 гр корицы, 100 гр корня имбиря. Четыре стакана воды довести до кипения, добавить четыре чайные ложки смеси, нагревать на слабом огне 15 минут. Есть и еще вариант, когда в смесь добавляют листья ката и красные финики.
Египет
Каир – древняя кофейная столица. Еще в древности в Каире существовало несколько сотен кофеен. Кофейни и сейчас существуют в Каире. При заказе кофе необходимо сразу уточнять насколько сладким вы заказываете кофе. Арриха – не очень сладкий, мазбут – в меру сладким, зийяда – приторно-сладким. Горький кофе – сада – принято пить только в траурные дни. Вот типично египетский рецепт.
Кахва билль-бахарат. 160 гр молотого кофе, 100 гр молотого зеленого кардамона, 50 гр молотого мускатного ореха, 25 гр молотой гвоздики, 10 гр растертой камеди, 3 стакана воды. Все ингредиенты перемешать, в египетский кофейник – танака - залить холодную воду, всыпать 3 чайные ложки смеси, сахар добавить по вкусу. Нагревать на медленном огне до поднятия пенки.
Сирия
Дамаск – древнейший и очаровательный город. Здесь и в наши дни работают мастера-ремесленники, владеющие секретами изготовления из метала арабских кофейников. Сирийские кахва росслане, мекканские кахва гораичи разные по форме и размерам. В Сирии чашка кофе – это долг гостеприимства в каждой семье. Поэтому до сих пор существует в этих краях обряд – кофейное испытание для невесты, который проходят все девушки перед свадьбой. Не принято добавлять сахар в кофе. Сахар сначала растворяют в воде, а уже потом засыпают в воду с сахаром молотый кофе.
В кофе очень часто добавляют гвоздику, шафран, кардамон. Рецепт классического кофейного напитка в Сирии. В металлический кофейник далля вливают три стакана холодной воды, растворяют сахар, и насыпают 10 чайных ложек молотого кофе, смешанного с молотым кардамоном. Ставят на медленный огонь и доводят до поднятия пены.
Иордания
Страна где современный стиль жизни соседствует с древними обычаями и традициями кочевых племен бедуинов. Иордания несколько веков была перевалочным пунктом при перевозке кофе на рынки Дамаска, Алеппо, Ирана, Ирака и Турции. Когда-то через эту страну транспортировали кофе из Йемена. Теперь весь кофе поступающий в Иорданский порт Акаба из Бразилии. Бедуинские племена занимались охраной караванов с кофе, а так же нападали на караваны, а некоторые предприимчивые вожди бедуинских племен сами становились торговцами кофе, потому как прибыли получаемые с продажи йеменского кофе были огромными. Кофе играет и по сей день важную роль в общественной жизни бедуинских семейных кланов. Кофейная церемония джаха сульх служит для улаживания конфликтов и споров между племенами. Или другая церемония перехода ребенка во взрослую жизнь. Интересен процесс приготовления основы напитка – хамир, своего рода концентрата кофейного напитка. Который варят в кофейнике с большим содержанием толченых в порошок кофейных зерен и зерен кардамона, после чего оставляют на шесть-семь часов. И уже при проведении кофейной церемонии смешивая концентрат с водой и свежим молотым кофе, доводят до кипения и разливают в арабский кофейник из которого и угощают присутствующих. Бедуинский кофе не подают с сахаром – кахва сада, то есть горький кофе.
Турция
Говорят, что турки произвели кофейную революцию. Они уже не стали добавлять специи, вроде, как по соображениям экономии – дороговато было. А так же придумали джезву – и соответственно кофе стали не варить а только догревать, засыпая кофейный порошок в горячую воду. Еще, якобы, турки изобрели кофейные мельницы и стали не толочь кофе, а молоть. Но первые кофейни открывали лица арабской национальности, по легенде первую кофейню в Стамбуле открыли два сирийца. Вскоре появились и другие кахвеханелери – как стали называть кофейни в Турции. Был период запрета кофе, но постепенно придворные и султан подсели на кофе. Во дворце даже появился специальный кахвеси-паша, придворный буфетчик. Вот уж не знаю, ему или еще кому-то вменялось в обязанность обучению всего гарема султана мастерству приготовления кофе, а особо одаренных учениц нарекали кахвеси-уста, и ей приходилось еще и кофе султану приподносить когда он наведывался в гарем.
Тунис
Привычку пить кофе в Тунис завезли во времена османской империи, хотя ходят слухи что тунисцы знавали кофе и до османов. В Тунисе стало традицией добавлять в кофе апельсиновую цедру или апельсиновую воду. Долгое время большинство кофеен принадлежали турецким янычарам. Некоторые из старых кофеен и по сей день работают.
Турецкую джезву здесь называют зезуа
Ливан
Здесь еще можно побывать в старинных заведениях, основанных еще в эпоху османского владычества, где подают кофе, а на улицах городов можно увидеть уличных торговцев кофе. В Бейруте готовят белый кофе, который с кофе не имеет ничего общего, а готовится на основе флердоранжевой воды, с добавлением меда и сахара.
В основном кофе в Ливане готовят на турецкий манер «кафе а ля тюрк», чаще в джезве на специальных песочницах которые нагреваются от углей. Уличные торговцы кофе готовят кофе в специальных арабских кофейниках узких и высоких, по принцыпу работы напоминающих русские самовары на дровах.
по материалам книги Витторио Кастеллани “Истоки кофе” (“Coffee Roots”)