После второй Мировой войны конкуренция на американском рынке автомобилестроения резко возросла, Chevrolet и Ford бодались не на жизнь, а не смерть. Chevrolet был немного впереди и тогда компания Ford всерьез задумалась о выпуске автомобиля, благодаря которому все перевернется, Ford займет лидирующие позиции. Время требовало подобающий автомобиль, но какой именно… Одни предлагали маленький спортивный автомобильчик, другие собирались сделать спортивного монстра.
В итоге, победу одержала группа, возглавляемая Ли Якокком. Высокие эксплуатационные характеристики, спортивная и в то же время элегентная внешность + относительно невысокая стоимость, таким виделся идеальный автомобиль того времени господину Ли Якокку.
Ford стал рыть глубже, было проведено огромное количество всевозможных опросов, в итоге создатели представили четкую картину нового «революционного» автомобиля.
История Ford Mustang началась в утро 9 марта 1964 года. Именно тогда вышло в свет первое поколение одного из наиболее популярных спортивных автомобилей современности.
Как и положено, легендарный успех начался с громкого провала. В начале 60-х модель «Эдсел» компании «Форд» оказалась неудачной. О новых экспериментах не могло быть и речи, но управляющий сбытом Ли Якокка знал, что нужно рискнуть. Перебрав горы клиентских писем и просчитав демографию, команда Я кокки вывела формулу грядущего прорыва: «бэби-бумеры», дети солдат Второй мировой, удвоят спрос на рынке. Они выберут новую машину: престижную, но дешевую, спортивную, но универсальную, европейскую, но американскую.
Был объявлен конкурс среди дизайнеров «Форда», который выиграл Дэйв Эш, представивший концепт, отсылавший к образу дикой кошки. Дэйв назвал его Cougar (пантера), но совет директоров остановился на Turin («Торино») - от имени итальянки, с которой встречался Генри Форд. «Легче сконструировать двери и крышу, чем придумать название», - сокрушался Якокка. Революционная по дизайну машина уместилась в какие-то 2368 долларов базовой цены. Это было нестандартное по стилю четырехместное купе. Конструкторы остановились не на двух, а на четырех местах с конкретной целью - машина должна пользоваться спросом и у семейных людей. Ведущий задний мост, 3-диапа-зонный автомат, двигатели V6 и V8 (объемом 2,8 л при мощности в 110 лошадей, 4,2 л и 4,7 при 110 л. с. и 210 л. с). Две двери,узкие бамперы, глубоко посаженный радиатор.
В итоге лишь перед запуском машины в серию предпочтение отдали названию Mustang, причем автомобиль получил его за сходство не с животным, а с истребителем Р-31 Mustang времен войны с очень характерным силуэтом: длинный фюзеляж и очень маленькая кабина как нельзя лучше вписывались в общую картинку машины. А соответствующий знак в виде галопирующего коня был разработан исходя из названия.
Уже в 1964 году спрос в пять раз превысил прогноз.
За два года «Мустанг» принес $1,1 млрд чистой прибыли. И это в долларах 1964 года! Журнал Детройта «Consumer reports» признал, что «Мустанг», «построенный в такие бешеные сроки, пока почти лишен производственных дефектов». Американцы смели «Мустанги», а также брелки и бейсболки с их изображением, сделав из машины культ. Помесь дикой кошки, коня и итальянки преодолела океан. В 1966 году в Европе вышел фильм, в котором 30% экранного времени занимал Ford Mustang.
Он впитал дух обеспеченной «невесомости», родившись, когда Америка и Европа были в зените процветания. Под ритмы рок-н-ролла, вдавив педаль газа в пол, дерзкая Америка 60-х с ревом вылетела навстречу счастью, любви и року. Феномен «Мустанга» - тот случай, когда расчет и искусство сливаются в грациозный симбиоз.
Следом появились спортивные модификации, разработанные совместно со знаменитой фирмой Кэррола Шелби, усилиями специалистов которой была создана легендарная Cobra. Если бы Шелби не создал свою "Кобру", Mustang мог бы и не стать тем легендарным автомобилем, которым он является. В исполнении Shelby GT-350 двигатель автомобиля выдавал 306 л. с., а в специальном гоночном Shelby GT-350R - все 360. Только в 1966 модельном году на GT-350 устанавливался также механический нагнетатель марки Paxton, позволявший по достижению мотором определенных оборотов увеличивать мощность до 420-430 лошадиных сил.
И все же время требовало новых решений. Эти решения коснулись появившейся более мощной модели 1966 года "Karrol Shelby GT 500". Единственный горизонтальный пруток на решетке радиатора исчез, к декоративным воздухозаборникам у задних колес были добавлены рассекатели воздуха, накладки и украшения были перетасованы. Тогда же был стандартизирован 6-цилиндровый двигатель. Серия моторов V8 продолжала свое существование и дальше. Конечно, если кого-то не устраивало и 271-сильное "сердце", то он мог заказать оборудование Cobra у дилеров Ford. Как-никак, а 350 л. с. - весьма солидная величина. Между тем соперники не считали Ford Mustang полноценным "мускулистым" автомобилем из-за его небольших размеров. Для спортивных машин такого класса придумали особый термин - "pony-cars", "пони-автомобили".
В этом прозвище скрывалась насмешка над Mustangом: во-первых, передергивалось его гордое имя; во-вторых, подчеркивалось, что, по меркам истинного "свободолюбивого" американца, Mustang все-таки маловат; в-третьих, мощности и скорости ему тоже не хватает. Правда, последнее утверждение год от года теряло свою актуальность. Хуже другое - "фордовцы" пошли на поводу постоянных приколов над габаритами автомобиля и решили его "подрастить". Как оказалось впоследствии, это стало роковой ошибкой.
К 1967 модельному году Mustang в длине и в высоте прибавил по несколько сантиметров. Соответственно трансформацию претерпело большинство кузовных панелей. Особенно изменился фастбэк, у которого заднее стекло и крышка багажника располагались теперь на одной линии. На выбор предлагались восемь силовых агрегатов - от рядной "шестерки" объемом 3.3 литра и мощностью 115 л. с. до нового V8 объемом 7014 куб. см., развивавшего 355 "лошадей". Установка семилитрового двигателя (им комплектовался только самый крутой Mustang - Shelby GT-500) стала возможной в результате удлинения моторного отсека. Теперь автомобиль мог на равных состязаться с главной "мускулистой" звездой - Chevrolet Camaro SS396.
и не менне именитым Plymouth Barracuda
Кстати, в 1967-м Karrol Shelby передал все права на производство Mustang с приставкой Shelby корпорации Ford Motor, отказавшись от участия в подготовке последующих спортивных версий машины. Большой интерес представляет еще одна опция того года, гидромеханическая трансмиссия FMX, переключения передач в которой могли осуществляться как автоматически, так и вручную (сегодня почему-то считается, что такие коробки - достижение технического прогресса последних лет).
В 1968-м году произошли изменения в линейке двигателей - появились два новых восьмицилиндровых мотора. С того момента покупатель Mustang становился перед труднейшим выбором из десяти силовых установок объемами 3.3, 4.7, 5.0, 6.4 и 7.0 литров, со следующими градациями по мощности: 115, 120, 195, 230, 250, 271, 320, 325, 335 и 390 лошадиных сил.
1 апреля в продажу поступила модификация Shelby GT-500KR с семилитровым мотором Ram Air 428 Cobra Jet, с тарелками клапанов большей площади и особой системой забора воздуха, который при официальной мощности в 325 л. с. легко развивал 410 л. с. До 97 км/ч GT-500KR разгонялся за 5,4 секунды, а максимальная скорость автомобиля превышала 250 км/ч. Однако отход от классического облика машины образца 1964 года негативно сказывался на объемах продаж: если в 1966 году было реализовано 620000 Mustang, то в 1968 - уже 320000. Но и эта цифра раз в десять превышала результат любого другого "мускулистого" автомобиля.
В 1969 году Mustang ждала повторная и на этот раз уже капитальная модернизация. При прежней колесной базе длина машины возросла на 10 см, а масса - на 60 кг; в линейке появились новые версии - дешевая Е, дорогая Grande и Mach 1 c 335-сильным двигателем.
Большой интерес вызвало появление серии Boss. Mustang Boss 302 с 290-сильным двигателем предназначался для борьбы с Chevrolet Camaro Z28 в гонках серии Trans Am, проходивших на овальных треках.
Mustang Boss 429, создавался для участия в серии NASCAR. Автомобиль оснащалась восьмицилиндровым двигателем мощностью 375 л. с., развивавшим крутящий момент в 611 Нм при 3400 об/мин, а многие детали изготавливались из легких сплавов. Установка большого мощного двигателя стала причиной ревизии передней подвески, в результате которой изменились места крепления амортизаторов, а двойные поперечные рычаги были опущены на 25 мм. Boss 429 также получил спортивную четырехступенчатую трансмиссию, масляный радиатор и самый лучший интерьер. Внешне автомобиль отличался капотом с огромным воздухозаборником, спойлерами и расширенными арками колес. В заключение добавим, что по надёжности управления на извилистых дорогах Mustang Boss 429 не знал себе равных.
С тех пор автомобиль только совершенствовался, шел и продолжает идти в ногу со временем, Mustang – живая легенда… вечная легенда.