» » Без зеркал по Испании: тест-драйв Mercedes-Benz Actros
13 марта 2020; 13:56

Без зеркал по Испании: тест-драйв Mercedes-Benz Actros

Категория: техника



Фёдор Лапшин побывал за рулём суперсовременного тягача и рассказал о новых разработках, которые делают работу водителя комфортной и безопасной.

Над головой — южное солнце, под колеса автопоезда летит испанская автострада. Я — за рулем тягача Mercedes Actros нового поколения. И смотрю не в зеркала заднего вида (их тут нет), а на видеоэкраны. Даже руль могу отпустить на ходу: пускай машину в полосе держит электроника. Главное, чтобы она не потеряла разметку!

Фамилия Тиля Уленшпигеля, героя старинных немецких и голландских сказаний, переводится как «совиное зеркало» (так называют круги вокруг глаз совы). Но это еще и игра слов, поскольку на жаргоне немецких охотников Spiegel — «задница»: ее хулиган Тиль показывал крестьянам. Вот и создатели Актроса нового поколения решили показать конкурентам... Ну, вы поняли.



Вместо зеркал — видеоэкраны, но остались два подкатных зеркала,
при помощи которых контролируются мертвые зоны справа и перед машиной


Здесь вместо боковых зеркал заднего вида — две видеокамеры и экраны на оконных стойках, а на месте привычных щитка приборов и центрального дисплея — несъемные 15-дюймовые планшеты, причем у того, что слева, можно менять конфигурацию, а тот, что справа, сенсорный. И все это не опции, а стандартные решения. Революция, однако!


Конфигурацию приборов на щитке через меню можно менять на другую!

И ее начали перенимать конкуренты: MAN только что внедрил видеозеркала на своих туристических автобусах Neoplan и наверняка оснастит ими тягачи следующего поколения.


Mercedes экономит: раньше кнопка «старт-стоп» была из металла, а теперь — из пластика.
Верхняя полочка-«помойка» теперь умеет бесконтактно заряжать смартфоны


Новым стал и ручник: он электронный, а в его основание встроена кнопочка притормаживания полуприцепом. Но ведь такой тормоз, известный у нас как «парашют», запрещен в Евросоюзе! «Мы обошли запрет, сделав систему полностью электронной», — комментируют мерседесовцы.

Новый электронный «ручник» тоже пластиковый, а одна из кнопок внизу — притормаживание полуприцепом

Еще Actros обзавелся системой автоторможения ABA (Active Brake Assist) пятого поколения, которая в феврале на моих глазах потерпела фиаско: автопоезд, оснащенный ABA 5, сбил — хотя уже в самом конце тормозного пути — манекен, «переходивший» дорогу. Стоило мне напомнить о том случае на нынешней презентации, как ко мне подвели специалиста, которого я засыпал вопросами.

Оказалось, после неудачи мерседесовцы досконально проверили все параметры и не нашли сбоев или отклонений. «Видимо, система получила одновременно слишком много вводных», — подытожил собеседник. И начал уверять, что задача «тормозного ассистента» — не предотвратить наезд, а снизить тяжесть его последствий. Вот только подобные рассуждения я слышал еще в начале двухтысячных, когда концерн Volvo первым презентовал такую систему и фура, оснащенная ей, как следует пнула надувную легковушку...

В этот раз Actros, оснащенный системой автоторможения ABA 5, исправно остановился перед манекеном

На этот раз немцы перестраховались: Аctros с ABA 5 подъехал к манекену не то чтобы совсем уж медленно и печально, но на скорости 35 км/ч, — даже резкого клевка кабины при торможении не получилось. Зато «пешеход» остался цел.

Обещано, что и велосипедисты, которые едут справа от фуры, тоже не пострадают, поскольку тут стоит доработанный ассистент перестроения. Если он заметит опасность с правой стороны, когда водитель решит туда повернуть, то замигает и запищит, но сам тормозить не будет, чтобы не создавать аварийных ситуаций.


Ассистент перестроения предупреждает о помехах справа от машины

Ну а что с видеозеркалами? Конечно, чтобы привыкнуть к ним, надо проехать за рулем не 140 километров, как в моем случае, а хотя бы несколько сотен. Поманеврировать в складских проездах, припарковаться в темное время суток, доставить груз в ливень и снегопад. Кстати, заявлено, что в плохую погоду камеры не будут сильно загрязняться, поскольку покрыты специальной пленкой и оснащены подогревом.


Видеозеркала расположены над дверьми и их удобно протирать, встав на порог

Но пока — непривычно. Более того, огромное видеозеркало, расположенное слева, даже раздражало: не люблю, чтобы компьютерный монитор был близко к глазам! Однако с обзорностью все нормально — и на автобане, и на горных серпантинах (мы проехали через гору Монсеррат), и в тоннелях (картинка становится зеленоватой), и при парковке задом к импровизированной рампе.


Серпантин за серпантином: дорога через гору Монсеррат захватывает дух

Тут, кстати, помогают желтые полосочки в «зеркалах», которые обозначают задний край фуры: их, если длина автопоезда изменится, можно передвигать вручную пимпочкой, которая обычно служит для регулировки зеркал. А вот три желтые полоски выше оказались косяком разработчиков: мерседесовцы хотели так отметить дистанцию 30, 50 и 90 м, но обнаружили, что это актуально, лишь когда автопоезд едет по прямой на ровных участках.


Обзорность отличная — и при движении по прямой, и в поворотах

У видеозеркал есть интересная функция — охранная. Если ночью на стоянке водитель услышит что-нибудь подозрительное, то сможет из зашторенной кабины включить видеоэкраны клавишей над кроватью, чтобы посмотреть, не сливают ли у него солярку и не воруют ли запаску.


А ручки-то — вот они!

Еще одно революционное нововведение — «самоподруливающий» ассистент, который держит машину в полосе, позволяя отпустить руль. Поначалу я боялся, а потом инструктор даже велел делать это, чтобы прочувствовать прелесть системы: бросаешь баранку на ходу, а фура летит себе, руководствуясь разметкой по обе стороны. Правда, есть два нюанса. Первый: электроника подруливает даже агрессивно, руль, как живой, все время шевелится в руках, а отключить систему можно только ­где-то в глубине меню борткомпьютера. У Volvo FH c аналогичной системой, который появился на свет уже после Актроса, все более мягко и ненавязчиво.

Когда на экране горят две синие полосы, система автоподруливания видит разметку

А второй момент таков: пока на приборном щитке перед водителем светятся две уходящие вдаль синие полосы — все в порядке, тягач видит разметку и ведет машину по ней. Но если цвет полос поменялся на белый — разметка потеряна. Опасно: только расслабился — а фура на полном ходу начала уходить к обочине, причем без звукового предупреждения. И это на испанских шоссе с их четкой разметкой!


Если фура на автопилоте начинает гулять по полосе, то на щитке приборов включается ­предупреждение:
«Немедленно возьмите управление автомобилем на себя»


Сенсорный планшет на панели, куда выведено управление всем, чем только можно (из традиционных кнопок оставлены разве что аварийка, включение блокировки, дублирование включения фар и света в кабине), тоже непривычен.

С одной стороны, это прикольно — регулировать температуру в кабине, водя пальцем по экрану (кстати, когда въезжаешь в тоннель, климат-контроль автоматически включает рециркуляцию воздуха). Но зря я попросил инструктора поменять язык в меню на ходу (здесь есть и русский). Планшет начал тормозить, переключаясь то на польский, то на норвежский...

На тачскрине можно менять параметры климат-контроля, управлять светом и даже видеть заряд батареек, которые измеряют температуру в шинах.

И вот что смущает. Понятно, что современная автомобильная электроника достаточно надежна, но, скажем, еду я на новом Актросе через Уральские горы, а экраны-«зеркала» возьми да и погасни. Контакт отошел от тряски на наших колдобинах. Мои действия? Правильно, эвакуатор до ближайшего сервиса — и то, если там смогут починить систему. При этом одна видеокамера стоит очень хороших денег — около 700 евро. Впрочем, в крайнем случае камеры можно заменить зеркалами: места для их креплений остались под декоративными накладками.

Да и какую конкретно экономию топлива принесет отсутствие боковых зеркал (и принесет ли вообще), неясно. Зато обещано, что усовершенствованный круиз-контроль, который видит рельеф дороги при помощи GPS, должен помочь сэкономить до 3% солярки на автобанах и до 5% на региональных шоссе — он распознает даже перекрестки с круговым движением и дорожные знаки. Едешь так на «круизе», придерживая шевелящийся руль, а машина сама сбрасывает скорость, ибо увидела знак «60»...

Эй, Actros, а тебе дальнобойщик вообще еще нужен — или скоро станет придатком к электронным мозгам?

Чтобы дальнобойщик не потерял от безделья физическую форму, мерседесовцы придумали фитнес-набор

Конечно, не все йогурты одинаково полезны, но предполагается, что все эти нововведения помогут привлечь в Европе новых водителей, которых там катастрофически не хватает. Мол, ты же знаешь, как обращаться со смартфоном и планшетом? Вот и тут точно так же!


Федор Лапшин за рулем (и без!) нового Актроса (06:50 / 20.08.19)



Беззеркальный Actros будут продвигать и у нас — в придачу к традиционному аналогу MP4, который продолжает вовсю выпускаться и продается в России с прошлого года. Сам MP4 стоит порядка семи миллионов рублей, а новая версия, как заявлено на презентации в Германии, дороже на 4—5%. Вот только систему самоподруливания у нас придется отключать: с нашей разметкой от нее толку мало.


Аптайм: в Россию пришел Actros без зеркал: autoreview.ru © Федор Лапшин



_

Теги: mercedes actros camera mirror truck мерседес тягач

© news.ati.su

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.