Перспектива настолько далёкая, что кажется невероятной. Лишь на минуту задумавшись, мы можем назвать множество факторов, мешающих даже теоретическим изысканиям. И только наличие колоссальной выгоды позволяет нам рассматривать цифровую жизнь как нечто заслуживающее внимания. В итоге, осознание, что смерть в конце жизни — акт не обязательный, вынуждает вновь и вновь обращаться к теме цифрового бессмертия.
Отправиться к звёздам в виде «программного обеспечения» корабля? Стать подлинным Искусственным Интеллектом и творить виртуальные миры во всю силу воображения? Получить тело робота и наслаждаться жизнью неуязвимой машины? Всё возможно, даже если предел ваших мечтаний — небольшая «прокачка» мозга с целью повышения работоспособности. Осталось дождаться технологической сингулярности и заранее решить несколько интересных проблем.
Несколько интересных проблем
Скептики утверждают, что человеческий мозг никогда не будет оцифрован. У сверхсуперкомпьютеров не хватит мощности для обработки данных человеческого мозга. И через десятки лет не хватит. А когда хватит, то встанет вопрос, где хранить эти данные. Закон Мура внушает надежду, что эти проблемы мы рано или поздно решим. Сложнее с биологической точки зрения — способен ли мозг (и разум) существовать вне биологического тела.
Контраргумент сторонников вечной жизни: «Мозг достаточно автономен и нуждается в теле, главным образом, как в поставщике необходимых метаболитов и кислорода. Процесс старения протекает в теле независимо от мозга и сопровождается дестабилизацией потоков жирных кислот и глюкозы, необходимой мозгу как основной источник энергии, и является причиной нейродегенеративных изменений и таких патологий, как слабоумие, болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона».
Таким образом, отделив мозг от тела и поместив его в более комфортную среду, мы сделаем мозг «бессмертным». Более того, мы повысим функциональность мозга, поменяв биологическое тело на искусственное. Но это не поможет решить вопрос старения самих клеток мозга. Биологическая ткань, увы, обречена с момента своего зарождения. Мозг может некоторое время прожить в «баночке с питательным раствором», но конечное решение проблемы — «переход в кремний».
Ни один известный науке физический носитель информации не обладает способностью мозга создавать непредсказуемые, нелинейные взаимосвязи между миллиардами клеток, благодаря чему образуется наше сознание. Можем ли мы предсказать поведение такой структуры, если сейчас даже фондовой рынок — чёрная дыра для вычислительных возможностей суперкомпьютеров?
Более того, до сих пор нет и устоявшегося определения сознания как такового. Мы не можем определить разницу между существом в сознании и гипотетическим существом, которое действует и реагирует, как будто находится в сознании, но не имеющее внутреннего психического мироощущения. Достаточно взглянуть на список основных нерешённых проблем нейробиологии, чтобы понять, как далеко от возможности загрузки сознания мы находимся. Словно, ковыряясь в песочнице лопаткой, представляем, как строим Великие Пирамиды.
Есть много теорий и огромное количество исследовательских материалов, но нет чёткой модели сознания. Это приводит к интересному парадоксу: даже если сознание удастся загрузить в компьютер, мы не можем быть точно уверены, что получившийся цифровой разум будет идентичен разуму биологическому. В результате мы, возможно, создадим новую расу существ, но никак не обеспечим себя бессмертием.
Луч надежды
В конечном итоге, мы не собираемся превышать скорость света, менять постоянную Планка или другим образом расшатывать фундамент вселенной. Загрузка сознания даже в теории выглядит гораздо проще путешествий во времени, клонирования динозавров и межзвездных перелётов. Будем считать, что перевод сознания в «цифру» возможен. Основные вопросы: как скоро? Сколько нам потребуется ресурсов? И самый важный: а хотим ли мы этого?
Многие заслуженные ученые, философы и футурологи не воспринимают мышление как уникальный, неповторимый процесс. Мозг человека, по их представлению, практически машина Тьюринга, придерживающаяся законов физики в известной нам части вселенной. Сторонники цифровой жизни считают, что мы можем воссоздать структуру мозга с помощью небиологического материала и передать на него сигналы нервных клеток.
Если теория о том, что мозг компьютероподобен и алгоритмичен, верна, то процесс переноса сознания в небиологическую альтернативу мозга будет осуществим при достаточном уровне развития компьютерных технологий. Даже другие теории, в том числе о квантовой природе сознания, оставляют нам надежду переместиться в киберпространство.
Угрозы и награды
Представьте себе пещеру, по которой легко может перемещаться огромный Дракон Вероятности. Под каменистыми сводами лежат горы золота и драгоценных камней. Это сокровище — символ нашей награды за жизнь в виде нулей и единиц. Биологическое тело требует ухода и внимания, что отнимает колоссальное количество времени, которое вы можете потратить на работу или развлечения нового, постчеловеческого уровня.
Вам не придётся больше беспокоиться о пенсионных отчислениях, уровне холестерина, слабеющей памяти. С другой стороны, рай вам тоже не светит — у жизни вне тела есть свои трудности из-за вирусов, хакеров, износа оборудования и возможных стихийных бедствий. Избавление от ипотеки и биологической смерти вовсе не превратит вас в бога. Любой аналоговый варвар, таранящий спутник на суборбитальном автобусе, доставит немало неприятностей.
Если воспринимать цифровую жизнь как новый этап технологического развития, а не его конечную цель, то будет гораздо проще принять новую реальность.
Конец биологического существования — это отличный потенциал для развития. Для многих виртуальное бессмертие станет продолжением методик GTD, здорового образа жизни и других способов развить свои творческие способности и повысить работоспособность. Один из самых лучших способов повышения эффективности в цифровом бытии — создание неограниченного количества копий сознания.
Backup данных! Для этого не обязательно расставаться с биологическим телом. Вы можете делать копию мозга на протяжении всей жизни. Только представьте, что трудный вопрос в старости можно будет обсудить со своей 20-летней копией, полной ментальных сил и энергии.
Количество резервных копий ничем не ограничено. Любую проблему вы будете решать массированным мозговым штурмом. Ваши версии из разных периодов жизни будут в состоянии обсудить вопросы и прийти к коллегиальному решению. Нечто подобное мы можем наблюдать сейчас в психиатрической практике. Например, описан случай появления двадцати четырёх личностей в одном сознании.
Сейчас мы воспринимаем несколько «копий» одного разума как болезнь, но есть все основания полагать, что в будущем несколько «человек» в одном теле (или безо всякого тела) станет нормой. В романе Питера Уоттса «Ложная слепота» описана героиня с целой командой расщеплённых личностей внутри. Надо ли говорить, что эффективность её работы была выше, чем у остальных персонажей (за исключением не живых героев книги).
Взаимодействие с копиями своего разума — не только захватывающее будущее, о котором рассуждают футурологи. Для многих из нас свойственно, решая сложную задачу, рассматривать её с разных сторон. Мы обсуждаем её внутри себя, даже спорим сами с собой. Увлекаясь этим процессом, даже рискуем заработать диссоциативное расстройство. Наличие же внешней, отделённой личности не несёт угрозы цельности нашего «Я».
Помимо обретённого цифрового бессмертия, нам посчастливится раз и навсегда решить «проблему суток». «В сутках только двадцать четыре часа» — сколько раз этой фразой мы пытались объяснить срыв сдачи проекта? Жизнь в суперкомпьютерах будет идти на сверхскоростях. Мы сможем быстрее думать, быстрее работать, быстрее приобретать и накапливать опыт. Даже условные семьдесят лет жизни станут гораздо длиннее. Помните, как медленно текло время на задней парте в конце последнего урока? Представьте этот момент и вообразите, что его можно будет провести интереснее.
Естественно, этот процесс будет частью общего тренда на увеличение IQ. «Прокачать» полностью цифровой мозг будет гораздо легче, чем апгрейдить мозг биологический. Цифровой ум будет более гибким, надёжным и защищённым от перегрузок. Виртуальный разум сможет иметь больше памяти, лучше концентрировать внимание и, несомненно, обзаведётся «предохранителями» от эмоционального выгорания. Переключить цифровой мозг на нужную волну эмоционального состояния не составит труда. Контроль эмоций — одна из самых важных зон комфорта постчеловека.
Говоря о плюсах, нельзя не вспомнить о матушке Земле. Человеческая цивилизация наносит ощутимый вред окружающей среде, а когда численность населения планеты удвоится, — это не столь далёкая перспектива, — то речь пойдет уже о глобальном вымирании всех прочих видов живых существ. Конечно, создание и поддержание работоспособности колоссальных суперкомпьютеров окажет дополнительное воздействие на природу, но выгода от исчезновения биологически-активных источников мусора компенсирует новое бремя, которое навяжет планете наша цивилизация.
Способны ли мы заглянуть чуть дальше в будущее? Готовы ли мы представить мир, в котором общество — это симбиоз связанных цифровых умов, по сути — коллективный разум? Фундаментальная проблема заключается в том, что слияние сознаний создаст информационную бурю, при которой любая ценная информация будет теряться в океане посторонних «шумов». Словно находишься в толпе, где каждый говорит одновременно. Решить эту проблему можно будет путём разработки стандартизированных протоколов связи мозга с мозгом.
Для адаптации сознания в цифровой среде, виртуальная реальность в первое время будет напоминать оффлайновый мир. Но зачем нам создавать мир, точь-в-точь подобный известной вселенной? Возможность тонкой настройки пространства позволит создавать миры, ограниченные лишь нашим воображением. После этого «аналоговый» мир будет восприниматься до боли ограниченным, с «урезанным функционалам». Разница между цифровым миром будущего и биологической средой обитания — как между двухмерным и трёхмерным пространством.
Ретроградам нет нужды бояться сгинуть в «Матрице». Загрузка в суперкомпьютер не означает существования только в виртуальной среде. Человек получит возможность загрузить себя в тело робота или киборга. Небольшой (надеемся) чип в биологическом мозге — и вот ваше сознание в старом-добром человеческом теле. Для ностальгирующих это будет отличная возможность вновь вернуться «домой».
Подготовительный этап
Сейчас мы в самом начале пути. Вы, наверное, слышали о DARPA SyNAPSE, или знаете, что в 2005 году стартовал Blue Brain Project — проект по компьютерному моделированию неокортекса человека. Может быть, вам интересны новости Human Brain Project и другие попытки составить «карту человеческого мозга». Но в масштабе планеты мы на удивление мало интересуемся возможностью переноса сознания.
Рэй Бредбери верно заметил: «Люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».
Вот только космос — это тоже поворот не туда. Дмитрий Рогозин может мечтать о колонии России на Луне, но польза от этого лично вам — сомнительна. Космические технологии, безусловно, приближают момент технологической сингулярности. Вот только выгода от них — это горшочек с золотом, а не пещера, наполненная сокровищами.
Если вы одобряете идею загрузки сознания, то больше говорите об этом с людьми. Да, полёт на Марс кажется совершенно реальным, а замена каждого нейрона мозга искусственным элементом — околонаучным колдовством. Вы можете напомнить, что нейроны постоянно отмирают, поэтому логично будет заменять их резервными копиями, объединёнными в единый нейрокомпьютер. Но что ответить на вопрос «друг, возможно ли это вообще?»
Доктор Али Банизир развил методику вероятности появления на свет конкретного, отдельно взятого человека. Он подсчитал вероятность встречи его гипотетических родителей, приняв во внимание множество факторов, включая количество мужчин и женщин на Земле, а также число лиц противоположного пола, которых эти будущие родители могли встретить в первые 25 лет своей жизни. Так вот, в конечном итоге оказалось, что шанс появления конкретного человека на свет близок к нулю.
Но, несмотря на теорию вероятности, вы появились на свет.
И появление постчеловека — уже вопрос времени.