Mass Effect 3 наверное самая ожидаемая игра начала 2012 года, и один из претендентов на звание "игра года". Завершающая часть саги о командоре Шепарде и галактической войне с Риперами просто обречена на успех.
Во многом благодаря заслугам прошлых частей сериала и громкого имени разработчика - канадской студии BioWare - авторов одних из лучших ролевых игр в истории жанра. Но все ли так спокойно в далекой галактике?
Сомнения в намеченном BioWare курсе возникли еще после выхода Mass Effect 2. Студия явно поставила себе цель на привлечение самых широких геймерских масс - этим можно объяснить возросшее количество и качество "кинематографичных" сцен на движке, радикальное упрощение (а то и полное искоренение) ролевых элементов, упор на экшен и стрельбу вместо диалогов / выбора и последствий. Хорошо это или плохо?
Для новых игроков и поклонников шутеров это разумеется хорошо. Равно как и для бизнеса - продажи сиквела были намного больше, чем первой части сериала. Но с другой стороны Mass Effect 2 больше невозможно воспринимать как ролевую игру. Это скорее шутер с диалогами и прокачкой, что бы там не говорили доктора Музыка и Зещук.
Многие поклонники серии могут возразить, что мол и первая часть серии была "шутером с диалогами". И окажутся не правы. Mass Effect была в первую очередь ролевой игрой с шутерной боевой механикой, а не наоборот. Ролевая система там была хоть и простая, но тем не менее она влияла и на боевую часть и на социальный отыгрыш.
Более того, в Mass Effect были практически идеально соблюдены пропорции экшена и ролевой игры: боевка за разные классы действительно отличалась, инвентарь и экипировка Командора и его команды ощутимо влияли на геймплей, а выбор в диалогах пусть и не всегда, но достаточно часто имел отражения на дальнейших событиях.
К тому же использование навыков убеждения / запугивания напрямую зависело и от прокачки соответствующего навыка Шепарда, и от текущего уровня элаймента (герой / отступник).
После анонса третьей части серии, BioWare пообещали "сюрприз" для хардкорных игроков, но не уточнили какой именно. Ближе к концу года стало понятно, что под "сюрпризом" подразумевалось улучшение ролевой части Mass Effect 3 по сравнению со второй частью.
Прокачка действительно стала сложнее - восемь навыков у каждого из которых есть шесть степеней улучшения против схемы 4х4 из второй части. Причем начиная с четвертого уровня развития навыка можно сделать выбор между двумя разными апгрейдами.
Но на этом все улучшения заканчиваются. А дальше начинаются довольно спорные изменения. BioWare продолжила улучшать экшен-механику игры и добавила полноценный ближний бой - теперь Шепард может избивать врагов прикладом оружия или специальным пси-лезвием.
Также Шепард научился перепрыгивать через укрытия и небольшие пропасти. В целом экшен окончательно стал похож на обычные современные шутеры от третьего лица, вроде Gears of War или Uncharted.
А вот другое масштабное изменение механики лично меня повергло в шок. В начале новой игры, помимо выбора класса и прошлого Командора, игрок может выбрать стиль прохождения - экшен / ролевая игра / сюжет. В режиме "ролевой игры" никаких отличий от Mass Effect 2 нет.
В режиме "экшена" все диалоги заменены неинтерактивными катсценами, в которых игрок не принимает участия, а битвы будут сложнее. Ну а в режиме "сюжета" игрок сможет сам выбирать варианты диалогов, а бой будет максимально упрощен. Авторы утверждают, что это сделано с целью угодить как можно большей аудитории.
Но, простите, кому мог показаться сложным бой в Mass Effect 2? И зачем тогда вообще играть в эту игру, пропуская диалоги и катсцены, несясь по сюжету напролом со штурмовой винтовкой наперевес? Разве в этом заключается ролевая игра? Разумеется нет.
Но канадским докторам и многомиллионной армии фанатов серии, видимо, очень нравиться в корне искажать смысл понятия "компьютерная ролевая игра", а заодно пытаться убедить в своей правоте всех остальных.
* * *
Конечно, судить всю игру по двум небольшим миссиям, представленным в демо, не стоит. Но некоторые моменты демо настораживают опытного игрока. Если отвлечься от пафосных роликов, то можно заметить тот факт, что визуально Mass Effect 3 почти никак не отличается от второй части.
Абсолютно такая же картинка, анимация, стиль и дизайн; практически идентичный интерфейс; те же самые ощущения от боевой части. Если убрать с экрана интерфейс и включить параллельно вторую и третью части космооперы - отличить их будет невозможно.
Еще очень давно один из известных разработчиков (не помню точно, кто именно) говорил, что каждая новая игра серии должна быть именно новой игрой, а не теми же "яйцами" с новой цифрой в названии. Видимо в XXI веке разработчики (а заодно и игроки) об этом забыли. А зря.
Также очень насторожил тот факт, что за все время демо-версии командору Шепарду доверили самостоятельно выбрать фразу в диалоге раза эдак четыре. Или пять. Все остальные диалоги представляли из себя неинтерактивные ролики на движке. И при этом в самом начале игры был выбран именно "РПГ режим".