Слухи о том, что Electronic Arts разрабатывают шутер во вселенной Command & Conquer, циркулируют довольно давно. Семь лет назад на эту территорию уже был сделан пробный заход — в 2002 году Westwood Studios выпустила Command & Conquer: Renegade, при упоминании которого у многих фанатов начинается нервный тик. И совершенно зря. Renegade, безусловно, был игрой очень неровной, некрасивой и местами откровенно скучной. Но она довольно успешно ретранслировала очень важное ощущение — ощущение Command & Conquer от первого лица. То есть вы вроде бы играли в шутер, где все окружающие объекты обводились зеленой рамкой, с неба прилетали подкрепления, а знакомый женский голос ласково сообщал: «Reinforcements have arrived». Выдержав внушительную паузу, Electronic Arts делает вторую попытку — познакомьтесь с Tiberium. Это второй шутер в понятно какой вселенной и по совместительству вторая C&C-игра, сделанная не Westwood, а Electronic Arts Los Angeles.
Тибериум наносит ответный удар
Renegade, если отбросить все концептуальные заигрывания, был на самом деле скверным и лишенным амбиций шутером. Tiberium же — амбициозный проект, который следует многим современным тенденциям. Более того, ближайшим ориентиром сами авторы называют Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter. То есть вы не просто носитесь по выжженной тибериумом Земле, а управляете при этом одним или сразу несколькими отрядами. Все от первого лица. Electronic Arts называют Tiberium тактическим шутером, и это не пустые слова. Тут все как у взрослых: несколько человек под вашим контролем, стратегическое использование укрытий, специальная карта (Battle Control Uplink или BCU), с помощью которой вы можете отправить своих подчиненных за пределы собственной видимости.
Игроку во всем этом отводится роль так называемого Battle Commander, командира элитной группы RAID (Rapid Assault and Intercept Deployment). Управление отрядами от первого лица больше всего напоминает любой упрощенный тактический шутер современности. Вы просто указываете в нужном вам направлении и нажимаете кнопку. Подчиненные, соответственно, бегут. Если вы укажете на укрытие — они его займут. Если на дверь — они ее откроют. Ну и так далее. Все это напоминает не только Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter (точнее, версию для Xbox 360), а другой шутер в другой известной вселенной — Star Wars: Republic Commando. Там тактика тоже сводилась к примитивной, положа руку на сердце, системе контекстных команд, но ближе к середине сами уровни и игровые ситуации заставляли игрока серьезно планировать свои действия.
Судя по тому, что на половине скриншотов главный герой указывает куда-то мечтательно вдаль, этим же движением будут отдаваться приказы в игре. По поводу тактической составляющей Tiberium есть еще несколько нюансов. Несмотря на то что в вашем распоряжении окажется всего несколько подчиненных, далеко не все они будут людьми. Речь о том, что в качестве подшефных юнитов выступает различная техника, в том числе и воздушные силы. «Мы хотим, чтобы игра в Tiberium походила на военные схватки ближайшего будущего, — сказал в интервью нам продюсер игры. — Если вы посмотрите на последние достижения в области полевых военных действий, то увидите, что все потихоньку сводится к использованию непилотируемой техники. Во вселенной Command & Conquer техника особенно важна, потому что она может пробраться в красные зоны, зараженные тибериумом. Но, разумеется, ключевую роль во всем этом играет командир, поэтому герой облачен в специальный костюм, который позволяет ему выживать в зараженной среде».
И вот еще кое-какие стратегические нюансы. С помощью упомянутого уже Battle Control Uplink вы сможете не только управлять вмененными вам отрядами, но и вызывать воздушные налеты. Последние делятся на ковровую бомбардировку и точечные удары, причем для первых вы также вольны указывать радиус покрытия.
Есть также информация, что в игре запланирован специальный режим, где вам стрелять вообще не придется. То есть игра поставит перед игроком задачи, выдаст на руки несколько отрядов, после чего миссию предстоит выполнять исключительно в качестве командира, не принимая личного участия. При этом вид от первого лица и ваша собственная смертность остаются. «Tiberium — это в первую очередь шутер, а не RTS», — не устают повторять в Electronic Arts.
Попутно нам рассказали кое-что о самом герое. Во-первых, он вооружен устройством под названием GD-10, которое на самом деле являет собой четыре разных оружия в одном. Состав следующий: Mag Rail — привычный пулемет. Energy Cannon — ваша персональная винтовка со снайперским прицелом, стреляет на огромные расстояния. Grenade Launcher (это, надеемся, пояснять не нужно). И, наконец, MLS (Multi-Launch System). А вот это уже интересно: с помощью MLS вы можете отметить сразу несколько врагов, после чего оружие выстрелит специальную ракету, которая разделится на нужное количество частей и поразит всех одним ударом.
Кроме того, главгерой снабжен реактивным ранцем, за счет которого может перелетать на короткие расстояния, и специальным защитным полем, которое можно усилить на манер Crysis. Игра также учитывает все последние жанровые тренды и, в частности, главный из них — упразднение интерфейса. Так, количество патронов и прочие прозаические вещи отображаются прямо на оружии. Никаких меню поверх основной картинки.
То есть Tiberium — это не просто очередной шутер, к которому прикрутили NOD, GDI и зеленые кристаллы. Это, кажется, внятное жанровое высказывание, которое может быть интересно за пределами C&C-аудитории.
Черный обелиск
Но те, кто следит за судьбой важнейшего игрового сериала современности, получат, разумеется, в два раза больше удовольствия. Tiberium — прямое продолжение Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Сюжет стартует 11 лет спустя после окончания третьей тибериумной войны. Несмотря на то что инопланетное нашествие было отражено, пришельцам все-таки удалось закончить постройку своего обелиска, огромной Scrin Tower, которая стоит в Италии, в красной зоне. Тибериум высушил Средиземное море — на его месте находится одна из самых огромных пустошей, поросших кристаллом. Кейн исчез, но члены NOD сочли башню религиозным артефактом и регулярно устраивают к ней паломничество. GDI рассматривают ее как потенциальную угрозу, но ни те, ни другие не понимают ее истинного предназначения.
Главный герой, Риккардо Вега — молодой солдат GDI, который сыграл решающую роль в победе над Scrin во время последней войны. После окончания конфликта его произвели в Forward Battle Commander, выдав в подчинение собственный RAID-отряд. Но Вега, насмотревшись ужасов, снимает с себя полномочия и отправляется обычным рабочим перестраивать желтые зоны. У командования, однако, другие планы — Вегу вызывает его бывший командир, Майкл Макнил (ветеран второй тибериумной войны, в Tiberian Sun его играл Майкл Бин). В качестве командира элитного подразделения GDI отправляют Вегу с разведывательной миссией к башне, от которой, 11 лет спустя, начали исходить какие-то странные вибрации. С этого момента начинается Tiberium.
Пришельцы Scrin, дебютировавшие в Tiberium Wars, играют центральную роль в нынешнем конфликте. Ничего больше Electronic Arts не рассказывают, но мы не можем не процитировать содержание рекламного тизера, который открывает сейчас официальный сайт игры: «Спустя десятилетия войны стало известно невероятное. Мы — не единственный мир, который сражается за тибериум».
Это все были хорошие новости. А теперь плохая: видеороликов с живыми актерами точно не будет, все заставки будут исполнены на движке. А это (вдохните поглубже) Unreal Engine 3.
Tiberium 3.0
Несмотря на многочисленные слухи о том, что Tiberium создается на технологии CryEngine 2, все оказалось гораздо прозаичней. Тем не менее Electronic Arts уделяют технической части непривычно много внимания. Основное графическое отличие Tiberium ото всех прочих представителей жанра — физика газообразных тел. «Мы хотим привнести в шутеры понятие «тумана войны». Главное, чего нам удалось добиться, — интерактивной атмосферы», — оптимистично сообщает продюсер игры. Tiberium — вторая после Far Cry 2 игра, которая обращает внимание на дым, воздушные потоки и все, что с ними связано. Применительно к конкретным ситуациям это означает вот что: если рядом с вами произошел взрыв, поднявший в воздух клубы пыли, то пролетевшая сквозь этот взрыв ракета будет взаимодействовать с указанными клубами корректным образом. Ветер раздувает огонь, детонация гранат создает естественный импульс, влияющий на направление, в котором распространяется дым, ну и так далее. Как все это работает применительно к геймплею, пока не очень понятно, но хочется надеяться, что геймдизайнеры учитывают интерактивную атмосферу при проектировке миссий. Кроме того, Electronic Arts заваливают нас техническими терминами: per-pixel particle lightning, tripled character lightning fidelity, adaptive surround experience audio mixing. И если трактовку первых двух лучше разъяснят в нашем «Железном цехе», то вот последний термин хочется разобрать поподробнее. Шутеры в последнее время очень увлечены своим внешним видом, а вот со звуком всерьез никто уже давно не работал. Tiberium планирует исправить эту ситуацию благодаря хитрому саунд-дизайну и хорошему сведению. Обещается, что ориентироваться в мире Tiberium можно будет даже с закрытыми глазами.
Начиная с Tiberian Sun, вселенная Command & Conquer явно сменила тон на более мрачный. Но Tiberium выглядит натуральным предвестником апокалипсиса.
* * *
Промежуточные итоги крайне оптимистичны. На словах и скриншотах (кстати, все, что вы здесь видите и читаете, на момент написания данного текста — а это 28 декабря 2007 года — является абсолютным эксклюзивом) Tiberium выглядит как умный, разнообразный и небанальный шутер. В рамках подготовки данного материала автор этих строк достал с полки Command & Conquer: First Decade и прошел на автопилоте несколько миссий из Renegade. В итоге мне показалось, что тогда, в 2002 году, было просто не время для подобного эксперимента. Если сверху Command & Conquer выглядел впечатляюще, то там, внизу, от первого лица, творилась жутковатая во всех смыслах постановка с участием неприятных прямоугольных уродов. Технологии были недостаточно хороши, чтобы мы могли безболезненно опустить камеру под курсор и не зажмуриться от ужаса. Сегодня все по-другому. Шутеры все ближе подбираются к понятию «фотореализм», и перспектива осмотреть вселенную Command & Conquer своими глазами кажется волнующей. В этом контексте даже отказ от полноценного видео не выглядит кощунством — при наличии внятного режиссера ролики на движке обретут не меньшую выразительную силу. В конце концов, за один только вид высокополигональной лысины Кейна мы готовы многое отдать.