Metallica - Groupah Krovee
01.09.2019
posted by Fox
0
1 704
21 июня 2019 года в Москве прошел концерт группы Металлика. Я там побывал. А вспомнил сегодня потому, что попалось официальное видео с этого концерта, пересмотрел ещё раз). Там был момент, когда они пели песню группы Кино - Группа крови. У них есть такая фишка, когда они поют в стране, где выступают, какую-нибудь локальную песню. Я весьма офигел (как наверное и другие 70 тысяч людей на стадионе) и сейчас решил вырезать кусочек с этой песней
Ютуб это видео сразу же забанил)
Но там есть много роликов, снятых зрителями, я смотрел примерно с этого места
Текст:
####
Ну и вот репортаж по теме отсюда: http://metbash.ru/2019/07/metbash-report-metallica-live-in-moscow-2019/
Событие, которое без всякого преувеличения и иронии ждали все. И те, кто в конечном счёте купил себе билет, зачастую преодолел большие расстояния до Москвы и те, кто следил за происходящим по ту сторону экрана у себя дома. 21 июля 2019 года попало в календарь исторических событий для российских фанатов группы Metallica как новая памятная дата, ведь именно в это минувшее воскресенье группа выступила в поддержку своего нового альбома “Hardwired… To Self-Destruct”, сыграв последний концерт европейской части тура “Worldwired”.
Впервые за 12 лет группа дала концерт на стадионе “Лужники”, как в тот судьбоносный вечер 18 июля 2007 года. Также это был первый open air Металлики в России с тех же самых пор. Все остальные концерты с 2008-го по 2015-й проходили на крытых площадках. Следуя расписанию, двери на площадку были открыты в 15:30. Разумеется, нашлись сотни людей, кто пришёл пораньше, чтобы занять самые близкие места к сцене фанаты в фан-зоне и танцпартере. В сети не одно видео того, как ребята бегут прорвавшись через ограждения как внутри стадиона, так и за его пределами в районе памятника Ильичу. Отважные люди, надо признать. Уровень давки, жажды и дефицита кислорода в непосредственной близости от сцены колоссальный. Всё это не считая отвратительного звука, который чисто по техническим причинам около сцены всегда таков. Но любовь к творчеству группы, желание увидеть кумиров как можно ближе из раза в раз подталкивают метфанов приходить на площадку как можно раньше.
Вечер открыла норвежская стоунер-панк группа Bokassa. Не сложно догадаться, что скорее всего ребят приглядел Ларс Ульрих (Lars Ulrich). Многие из вас помнят стоунер-метал группу The Sword, так нравившуюся Ульриху, которая “грела” Металлику в туре “World Magnetic” 10 лет назад. Песню “Freya” в одном из городов Ларс даже сыграл со своими подопечными. В общем, любит Ларс стоунер и себе не изменяет. По поводу второго разогрева всё немного сложнее. Шведская группа Ghost с одной стороны давно любима Джеймсом Хэтфилдом (James Hetfield), с другой сама по себе довольно состоявшаяся и сделавшая себе имя на мировой метал-сцене. За тот десяток с лишним лет своего существования успели не только неоднократно номинироваться на самые престижные награды (например, “Грэмми”), но и побеждать в этих номинациях. То и дело их промо и узнаваемое лого фигурируют на обложках самых именитых рок-журналов и это тоже о многом говорит.
На сцену “Лужников” Ghost вышли в 18:45 и играли почти час до 19:45. Мнения об их выступлении среди присутствующих и общавшихся с вашим покорным слугой разделились. Кто-то в восторге и изначально шёл на две группы, испытывая большой интерес к творчеству “Гост”, кто-то плевался и называл их сет унылым. Лично я займу нейтральную позицию по данному вопросу. Ведь самое главное, что от них требовалось, шведы выполнили на все сто. А именно разогреть публику. Несмотря на свой готический имидж и саунд вокалист Тобиас Форге (Tobias Forge) отлично справился с ролью заводили и контактёра с толпой. Обращений напрямую к Москве и России просто зашкаливало. А сильный скандинавский акцент вокалиста, облачённого в красный приталенный костюм, придавал их шоу свой собственный колорит. На сцене в составе их группы кого только не было за этот час. Все они были в масках и выглядели одновременно пугающими и забавными. Чего стоят саксофонист, девчонки с бубнами, основной состав в лице гитаристов и басиста. Полный список музыкантов, участвовавших в выступлении, такое впечатление, что не уместился бы и на двух руках перебирая пальцы. В конце всех ждал залп пиротехники, окончательно расшевеливший ту часть аудитории, что уже добралась до своих мест в “Лужниках”.
В 20:28 часов по Москве заиграла долгожданная песня “It’s A Long Way To the Top If You Wanna Rock n’ Roll” AC/DC. Прошаренные метфаны и в особенности метбашеры знают, что это прото-интро на концертах Metallica и играет эта весёлая песня непосредственно перед основным интро Металлики - “The Ecstasy of Gold”, великолепной инструментальной композиции Эннио Марриконе (Ennio Morricone), написанной для киношедевра “Хороший, плохой, злой” и сопровождающий ‘Tallica в турах уже более 35 лет. “The Ecstasy of Gold” играла под кадры из фильма. Далее следовало уже третье интро, на этот раз уже непосредственно для песни “Hardwired”. В это время на главном экране сцены появились сменяющиеся кадры из буклета “Hardwired… To Self-Destruct”. Целиком вся заглавная песня с альбома сопровождалась красным видео рядом с музыкантами, показав их крупным чётким планом только в самом конце. Интрига взглянуть на Джеймса, Ларса, Кирка (Kirk Hamett) и Роба (Rob Trujillo) сохранялась до последнего.
Далее последовала “The Memory Remains” с расширенным аутро, которое появилось лишь в этом туре. Третья песня была не столь стандартна для нынешней ветки тура, чем предыдущие две. Почти весь тур на этой позиции была “Ride The Lightning”, но нам свезло услышать “The Four Horsemen”. То же самое и с четвёртым номером: вместо устоявшейся “The God That Failed” была “Harvester of Sorrow”. Далее мы услышали первый медляк этого вечера - “The Unforgiven” с “Чёрного альбома”. Многие из собравшихся впервые слышали нынешнее интро к песне, равно как и оформление сцены во время неё. Чёрно-белые депрессивные кадры, напоминающие оригинальный клип на песню, сопровождали пятую композицию до самого конца.
Концерт двигался дальше и обилие новых песен лишь стало нарастать. Нам повезло сильнее других, на московском концерте с альбома “Hardwired… to Self‐Destruct” было аж 5 песен. Это меньше максимума предыдущих веток тура с количеством в 6 песен, но больше недавних 4. После “Непрощённого” Джеймс обратился к публике с более длинной приветственной речью и представил песню “Now That We’re Dead” словами “Чтобы жить вечно, сперва придётся умереть”. И вы знаете, это была очередная перемена. Ведь до этого в основном исполнялась “Here Comes Revenge” на июльских концертах. Чего за этот тур не меняется в концертной программе, так это наличие “Moth Into Flame” с последнего на данный момент альбома. Группа сыграла её следом под обжигающие даже на большом расстоянии языки пламени, вырывающихся со всех концов сцены. Переход к четвёртой песни с нового альбома за этот вечер разбавила лишь поднадоевшая (лично мне) “Sad but True” с её стандартным началом от Хэта в виде “Do you want heavy? Metallica gives you heavy, Moscow”. Далее последовала “Halo on Fire” с минималистичным оформлением экранов в виде бегущих снизу вверх огоньков на чёрном фоне с небольшими вставками видео, где кто-то из музыкантов играет свои партии. Группа и Джеймс Хэтфилд лично отказались от концертного интро к этой песни, появившегося в середине гастролей “Worldwired” и в Москве песня началась с небольшого включенного сэмпла. В прежнем “живом” интро Джеймс под гитару на клине протяжно пропевал припев, после чего начинался вступительный рифф. По всей видимости ребята поняли, что минутного вступления, что есть в студийной версии песни, вполне достаточно. Кстати, вы не обращали внимание, что почти во всех песнях альбома “HTSD” вокал Хэтфилда начинается лишь со второй минуты?
А дальше после очередного небольшого спича от Хэтфилда началось то, что было растиражированно чуть ли не всеми СМИ в стране. То, о чём в соцсетях не высказался или не лайкнул только ленивый. Джеймс просит поздороваться со своими коллегами по группе, которые подготовили сюрприз. К микрофону подходит Роб Трухильо и сообщает, что сейчас они с Кирком Хэмметтом сыграют подготовленный номер местной музыки. Фишка давняя и читатели Метбаша знают об этом лучше других. До самого последнего момента сохранялась интрига что же Кирк с Робом сыграют. Пожалуй, для всех, кроме администрации Metbash.ru. И то, 5% погрешности никто не исключал. А дело всё в том, что накануне приезда в Россию нам удалось передать Роберту через тур-менеджера группы ноты, табы, ссылку на песню и лирику в транслите чтобы ребятам было проще. К выбору песни мы подошли ответственно. Был очень банальный и ожидаемый вариант “Moscow Calling” небезызвестной советской хард-рок группы Gorky Park, но согласитесь, в СМИ бы такое не попало и сильно никого не удивило. Нужно было убить двух зайцев: чтобы и песня была известной настолько, чтобы её текст мог знать каждый в “Лужниках”, но и при этом она не звучала заезженной и нелепой. Во “Вконтакте” я запускал обсуждение, в ходе которого подписчики предлагали свои варианты. Однако они оказались чересчур удручающими: Калинка-малинка, Подмосковные вечера, Катюша. Ну нет, всё не то. Посмотрите что играли парни в туре все годы ранее: в основном это местные рок-группы, метал-исполнители. В конце концов, слушать это любителям метала и рока. Русские народные мотивы лишь рассмешили бы собравшихся, что в какой-то мере неплохо, но не отражает сути перформанса, каким он является весь “Worldwired Tour”. Поэтому единогласно (не могу вспомнить кто именно предложил вариант, лично я о нём думал почти с самого начала) отправили группе Metallica следующий вариант: безусловный хит и негласный гимн покорителей космоса СССР и России, великолепную песню советской спейс-рок группы Земляне - “Трава у дома”.
До последнего момента не было гарантий, что именно со слов “Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна…” начнёт свой номер Трухильо с Хэмметтом на подмоге. Потому что никто не говорил, что ребята воспользуются именно нашим вариантом. За него, конечно же, поблагодарили и заверили, что Робу передали. Я верю в людей и считаю, что скорее всего Труха увидел наши присланные материалы. Но, как выяснилось, нас опередили буквально у финиша. Кто это сделал говорить не буду, но люди тоже вполне солидные и по профессиональной деятельности имели контакт с группой накануне их визита в Россию. Поэтому получилось так, как получилось. Я думаю никто не расстроен, ибо финальный вариант, композиция “Группа крови” советской рок-группы Кино идеально вписалась в устоявшуюся парадигму подобных сюрпризов. Основные тезисы описал в предыдущем абзаце. Текст знал абсолютно каждый, а творчество Виктора Цоя само по себе в нашей стране даже 30 лет спустя его трагической гибели остаётся на слуху и редко встречает “хэйт”. Не удивительно, что по всем каналам ТВ и абсолютно по всем новостным ресурсам разлетелась новость, а фанатские видео на Youtube.com с “Группой крови” взлетели по количеству просмотров за считанные часы.
Казалось, что от шока и адреналина в крови остальные соло и джэмы, следующие за “Группой крови”, уже никого не волновали. А далее Роберто сыграл отрывок из песни “ManUNkind” (одно из немногих, что он лично сочинил для пластинки “Hardwired… To Self-Destruct”), а также бас-соло из медленной части “Orion” под кадры хэдбэнгинга Клиффа Бёртона (Cliff Burton) на экранах, известной записи 1985 года. В своём соло Роб совместил басовую партию Клиффа с гармоническим соло гитар.
Прошло немного времени и все остальные музыканты вернулись на сцену: Джеймс, Ларс, Кирк. Следующим номером должна была стать песня с альбома “St. Anger” (2003). В туре до нас ребята чередовали заглавную “St. Anger” с песней “Frantic”. И с вероятностью в 50% нам выпала вторая. Вокруг меня в “фанке” многие расстроились, так как ждали именно “Штангер”. А что ждали больше всего вы? Лично я рад, что вообще сыграли что-то с этого провокационного альбома. В России прежде ни одна песня со “St. Anger” не игралась. Переиграна была вся классика вдоль и поперёк, был исполнен почти весь “Death Magnetic”, множество каверов из “Гаража” и даже безальбомная “Lords of Summer”. Фанаты действительно очень соскучились по пластинке, которую 15 лет назад поливали грязью и уходом от истоков. Вспомните как многие были рады, когда первые песни со “Штангера” появились в туре и мы делали об этом отчёты.
Сюрпризы и интересные песни на этом закончились. По крайней мере на какое-то время. На концерте 21 июля началась пора бессмертной и бессменной классики, без которой не обходится ни одного концерта. “One”, “Master of Puppets”, “For Whom the Bell Tolls”, “Creeping Death”, “Seek & Destroy”. Почти всё это время, начиная с “Master Of Puppets” музыканты провели максимально близко к фанатам на козырьке снейк-пита. А к “For Whom the Bell Tolls” вообще появилась отдельная барабанная установка для Ларса на снейк-пите, после чего и его, и остальных ребят стало видно намного лучше, чем когда они играли на основной сцене. К тому моменту мы с моим напарником проникли максимально близко к сцене, к снейк-питу и за лесом рук наконец-то стало видно музыкантов с ног до головы. После “S&D”, песни являвшейся закрывашкой долгие годы, Хэтфилд со всеми попрощался и ребята удалились со сцены.
Экран и освещение погасли, Metallica ушли со сцены. Очевидно было, что ещё не всё, даже несмотря на то, что аж 15 песен и 2 часа чистого выступления позади. Далее следовал один из самых интригующих номеров вечера. По крайней мере таковым он был 2 ветки европейского летнего тура из 3-х. На последней ветке, финалом которой должна была стать Москва ситуация стабилизировалась и у многих отлегло. А вопрос был в том, что за песня будет за номером 16, “Spit Out the Bone” или “Lords of Summer”. Скотским образом они чередовались 50/50 с мая по июнь, но в июле группа всё же остановилась на “SOTB”. Причин переживать лично у меня несколько: во-первых, при сравнении “Spit Out the Bone” намного более серьёзная, проработанная и трэшевая песня, нежели “Lords of Summer”. В ней ярче всего на новом альбоме чувствуется подростковый бунтарский дух ранней Металлики. Как администратор всех крупных сообществ по Металлике не могу не поделиться личной статистикой комментариев пользователей последних 2,5 лет. Почти все они то и дело о том, что “Spit” чуть ли не лучший трэш-номер группы за последние 30 лет. Обычно я очень нейтрален и демократичен, но в данной ситуации и при данном выборе я всё же не удержусь от нелестных комментариев в адрес “Lords of Summer”. Песня хоть и стала лучше после подрезки для альбома “HTSD” (в 2019 году Metallica играет альбомную версию 2016 года, а не сингловую 2014 года), но всё ещё остаётся скучной и затянутой. В октябре 2016 года мы с ThRaSheR’ом делали рецензии на новые на тот момент сигловые песни. В том числе я писал большую подробную рецензию, где излил всё, что думаю о песне “Lords of Summer”. Почитать мои мысли и мысли моего коллеги можете вот здесь. В общем, определились. Песня скучная, бессмысленная и содержит кучу повторений своего же творчества (подробнее об этом в моей рецензии). Это во-первых. Во-вторых, в Москве мы её уже слышали в 2015 году. Очевидно, что 21 июля российские фанаты были обязаны услышать “Spit Out the Bone” и тем более под российский триколор на главном экране сцены.
После самой быстрой песни данного вечера последовала самая медленная. Медленная, но одна из самых узнаваемых в творчестве группы. Помню с каким диким восторгом мы с моим другом на трибуне C всё в тех же “Лужниках” пели “Nothing Else Matters” 12 лет назад. Эта песня, пожалуй, сильнее других впечатлила тогда мой подростковый ум, оставив отпечаток и по сей день. Конечно, таких же чувств, как в 2007-м (который уже не вернуть) великий “NEM” уже не даёт, но я из концерта в концерт вижу как даёт другим. Особенно, кто приходит на Металлику впервые. Сыграв соло “Nothing Else Matters” под гитарный фон традиционно показал на камеру медиатор с наименованием города, даты и лого группы, после чего принялся играть вступление к “Enter Sandman”. Песня, без которой также невозможно представить ни одного концерта. А аутро в виде убыстренного риффа “The Frayed Ends of Sanity” поставило жирную точку в более чем двухчасовом сете группы. Раскидав килограммы медиаторов и десяток барабанных палочек в близлежащие ряды фан-зоны и снейк-пита каждый по очереди в своей манере поблагодарил, а Ларс ещё традиционно обещал вернуться. Окончательной жирной точкой стал ролик под музыку Apocalyptica - “Nothing Else Matters”. С примерно одинаковой концепцией группа снимает и публикует на своём канале “Youtube” подобные видео с заголовком “Thank You, [город]“. Но для меня стало сюрпризом, что это видео показывается ещё и на самом концерте. Представьте себе, в нём помимо прекрасных кадров городов и достопримечательностей есть и кадры с концерта, бегущих к решётке фанатов и размахивающих флагами у стадиона. За то время, что шёл концерт, всё это было смонтировано и показано на сцене. Уровень подготовки и проработки шоу впечатляет.
Итак, что хотелось бы сказать. Концерт на большой спортивной арене “Лужники” стал явно более запоминающимся, чем в том же “Олимпийском” в 2015-м. Шоу стало сложнее, красочнее и дороже. Надо отдать должное, что вместе с повышением цен на билеты повысилась и визуальная дороговизна действа. Для справки: 2015 фан-зона стоила сначала 6 000₽, после очередного обвала рубля официальный ценник изменили до 8 000₽ не считая сбора концертных агентств; а в 2019-м фан-зона официально стоила 9 000₽ и танцпол 7 000₽. О звуке судить не буду, так как лично я с напарником находился в фан-зоне, а половину концерта почти у самой сцены. Явно это не то место, куда стоит идти за хорошим звуком. Когда “ударка” Ульриха была на носу снейк-пита и было слышно его родную игру, в то время как звук из динамиков запаздывал на целую секунду. Кто был на трибунах - рассказывайте как вам звук. Сама группа прилетела лишь в 16 часов в Москву и по нашей информации быстро улетела обратно. Так что каких-либо фото папарацци скорее всего не будет. Будем надеяться, что им всё понравилось. С нашей стороны всё было сделано на высшем уровне, приём был теплейший и это заслуга каждого, кто не поленился, нашёл возможность и средства посетить концерт в “Luzhniki Stadium” 21 июля 2019 года. Эта дата уже попала в историю. Как группы, так и нас с вами. Ждём новых таких дат, новой музыки, новых выступлений. Я думаю для группы было очевидным, что в нашей стране их творчество ценится по-особенному сильно. Осталось набраться терпения и возможности организаторов замутить нам новые концерты. Практика показывает, что сделать это для Металлики невероятно сложно. Пусть следующий раз пройдёт как по маслу. Ну, а мы как всегда встретим со всем размахом.
FROM RUSSIA WITH LOVE!
Репортаж: Дмитрий “Dimon” Сотников
Локация: Moscow, Russia
Дата: 21 июля 2019 года
Арена: “Luzhniki Stadium”
Гастроли: “WorldWired Tour”
Другие исполнители: Ghost, Bokassa
Setlist:
The Ecstasy of Gold (Ennio Morricone song)
Hardwired Intro
1. Hardwired
2. The Memory Remains (with extended outro)
3. The Four Horsemen
4. Harvester of Sorrow
5. The Unforgiven
6. Now That We’re Dead
7. Moth Into Flame
8. Sad but True
9. Halo on Fire (followed by Kirk & Rob’s solos incl. ‘Gruppah krovee’, ‘Blood Brothers’, ‘ManUNkind’ & ‘Orion’)
10. Frantic
11. One
12. Master of Puppets
13. For Whom the Bell Tolls
14. Creeping Death
15. Seek & Destroy
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
16. Spit Out the Bone
17. Nothing Else Matters
18. Enter Sandman (with ‘The Frayed Ends of Sanity’ outro)
Ютуб это видео сразу же забанил)
Но там есть много роликов, снятых зрителями, я смотрел примерно с этого места
Текст:
####
Ну и вот репортаж по теме отсюда: http://metbash.ru/2019/07/metbash-report-metallica-live-in-moscow-2019/
Событие, которое без всякого преувеличения и иронии ждали все. И те, кто в конечном счёте купил себе билет, зачастую преодолел большие расстояния до Москвы и те, кто следил за происходящим по ту сторону экрана у себя дома. 21 июля 2019 года попало в календарь исторических событий для российских фанатов группы Metallica как новая памятная дата, ведь именно в это минувшее воскресенье группа выступила в поддержку своего нового альбома “Hardwired… To Self-Destruct”, сыграв последний концерт европейской части тура “Worldwired”.
Впервые за 12 лет группа дала концерт на стадионе “Лужники”, как в тот судьбоносный вечер 18 июля 2007 года. Также это был первый open air Металлики в России с тех же самых пор. Все остальные концерты с 2008-го по 2015-й проходили на крытых площадках. Следуя расписанию, двери на площадку были открыты в 15:30. Разумеется, нашлись сотни людей, кто пришёл пораньше, чтобы занять самые близкие места к сцене фанаты в фан-зоне и танцпартере. В сети не одно видео того, как ребята бегут прорвавшись через ограждения как внутри стадиона, так и за его пределами в районе памятника Ильичу. Отважные люди, надо признать. Уровень давки, жажды и дефицита кислорода в непосредственной близости от сцены колоссальный. Всё это не считая отвратительного звука, который чисто по техническим причинам около сцены всегда таков. Но любовь к творчеству группы, желание увидеть кумиров как можно ближе из раза в раз подталкивают метфанов приходить на площадку как можно раньше.
Вечер открыла норвежская стоунер-панк группа Bokassa. Не сложно догадаться, что скорее всего ребят приглядел Ларс Ульрих (Lars Ulrich). Многие из вас помнят стоунер-метал группу The Sword, так нравившуюся Ульриху, которая “грела” Металлику в туре “World Magnetic” 10 лет назад. Песню “Freya” в одном из городов Ларс даже сыграл со своими подопечными. В общем, любит Ларс стоунер и себе не изменяет. По поводу второго разогрева всё немного сложнее. Шведская группа Ghost с одной стороны давно любима Джеймсом Хэтфилдом (James Hetfield), с другой сама по себе довольно состоявшаяся и сделавшая себе имя на мировой метал-сцене. За тот десяток с лишним лет своего существования успели не только неоднократно номинироваться на самые престижные награды (например, “Грэмми”), но и побеждать в этих номинациях. То и дело их промо и узнаваемое лого фигурируют на обложках самых именитых рок-журналов и это тоже о многом говорит.
На сцену “Лужников” Ghost вышли в 18:45 и играли почти час до 19:45. Мнения об их выступлении среди присутствующих и общавшихся с вашим покорным слугой разделились. Кто-то в восторге и изначально шёл на две группы, испытывая большой интерес к творчеству “Гост”, кто-то плевался и называл их сет унылым. Лично я займу нейтральную позицию по данному вопросу. Ведь самое главное, что от них требовалось, шведы выполнили на все сто. А именно разогреть публику. Несмотря на свой готический имидж и саунд вокалист Тобиас Форге (Tobias Forge) отлично справился с ролью заводили и контактёра с толпой. Обращений напрямую к Москве и России просто зашкаливало. А сильный скандинавский акцент вокалиста, облачённого в красный приталенный костюм, придавал их шоу свой собственный колорит. На сцене в составе их группы кого только не было за этот час. Все они были в масках и выглядели одновременно пугающими и забавными. Чего стоят саксофонист, девчонки с бубнами, основной состав в лице гитаристов и басиста. Полный список музыкантов, участвовавших в выступлении, такое впечатление, что не уместился бы и на двух руках перебирая пальцы. В конце всех ждал залп пиротехники, окончательно расшевеливший ту часть аудитории, что уже добралась до своих мест в “Лужниках”.
В 20:28 часов по Москве заиграла долгожданная песня “It’s A Long Way To the Top If You Wanna Rock n’ Roll” AC/DC. Прошаренные метфаны и в особенности метбашеры знают, что это прото-интро на концертах Metallica и играет эта весёлая песня непосредственно перед основным интро Металлики - “The Ecstasy of Gold”, великолепной инструментальной композиции Эннио Марриконе (Ennio Morricone), написанной для киношедевра “Хороший, плохой, злой” и сопровождающий ‘Tallica в турах уже более 35 лет. “The Ecstasy of Gold” играла под кадры из фильма. Далее следовало уже третье интро, на этот раз уже непосредственно для песни “Hardwired”. В это время на главном экране сцены появились сменяющиеся кадры из буклета “Hardwired… To Self-Destruct”. Целиком вся заглавная песня с альбома сопровождалась красным видео рядом с музыкантами, показав их крупным чётким планом только в самом конце. Интрига взглянуть на Джеймса, Ларса, Кирка (Kirk Hamett) и Роба (Rob Trujillo) сохранялась до последнего.
Далее последовала “The Memory Remains” с расширенным аутро, которое появилось лишь в этом туре. Третья песня была не столь стандартна для нынешней ветки тура, чем предыдущие две. Почти весь тур на этой позиции была “Ride The Lightning”, но нам свезло услышать “The Four Horsemen”. То же самое и с четвёртым номером: вместо устоявшейся “The God That Failed” была “Harvester of Sorrow”. Далее мы услышали первый медляк этого вечера - “The Unforgiven” с “Чёрного альбома”. Многие из собравшихся впервые слышали нынешнее интро к песне, равно как и оформление сцены во время неё. Чёрно-белые депрессивные кадры, напоминающие оригинальный клип на песню, сопровождали пятую композицию до самого конца.
Концерт двигался дальше и обилие новых песен лишь стало нарастать. Нам повезло сильнее других, на московском концерте с альбома “Hardwired… to Self‐Destruct” было аж 5 песен. Это меньше максимума предыдущих веток тура с количеством в 6 песен, но больше недавних 4. После “Непрощённого” Джеймс обратился к публике с более длинной приветственной речью и представил песню “Now That We’re Dead” словами “Чтобы жить вечно, сперва придётся умереть”. И вы знаете, это была очередная перемена. Ведь до этого в основном исполнялась “Here Comes Revenge” на июльских концертах. Чего за этот тур не меняется в концертной программе, так это наличие “Moth Into Flame” с последнего на данный момент альбома. Группа сыграла её следом под обжигающие даже на большом расстоянии языки пламени, вырывающихся со всех концов сцены. Переход к четвёртой песни с нового альбома за этот вечер разбавила лишь поднадоевшая (лично мне) “Sad but True” с её стандартным началом от Хэта в виде “Do you want heavy? Metallica gives you heavy, Moscow”. Далее последовала “Halo on Fire” с минималистичным оформлением экранов в виде бегущих снизу вверх огоньков на чёрном фоне с небольшими вставками видео, где кто-то из музыкантов играет свои партии. Группа и Джеймс Хэтфилд лично отказались от концертного интро к этой песни, появившегося в середине гастролей “Worldwired” и в Москве песня началась с небольшого включенного сэмпла. В прежнем “живом” интро Джеймс под гитару на клине протяжно пропевал припев, после чего начинался вступительный рифф. По всей видимости ребята поняли, что минутного вступления, что есть в студийной версии песни, вполне достаточно. Кстати, вы не обращали внимание, что почти во всех песнях альбома “HTSD” вокал Хэтфилда начинается лишь со второй минуты?
А дальше после очередного небольшого спича от Хэтфилда началось то, что было растиражированно чуть ли не всеми СМИ в стране. То, о чём в соцсетях не высказался или не лайкнул только ленивый. Джеймс просит поздороваться со своими коллегами по группе, которые подготовили сюрприз. К микрофону подходит Роб Трухильо и сообщает, что сейчас они с Кирком Хэмметтом сыграют подготовленный номер местной музыки. Фишка давняя и читатели Метбаша знают об этом лучше других. До самого последнего момента сохранялась интрига что же Кирк с Робом сыграют. Пожалуй, для всех, кроме администрации Metbash.ru. И то, 5% погрешности никто не исключал. А дело всё в том, что накануне приезда в Россию нам удалось передать Роберту через тур-менеджера группы ноты, табы, ссылку на песню и лирику в транслите чтобы ребятам было проще. К выбору песни мы подошли ответственно. Был очень банальный и ожидаемый вариант “Moscow Calling” небезызвестной советской хард-рок группы Gorky Park, но согласитесь, в СМИ бы такое не попало и сильно никого не удивило. Нужно было убить двух зайцев: чтобы и песня была известной настолько, чтобы её текст мог знать каждый в “Лужниках”, но и при этом она не звучала заезженной и нелепой. Во “Вконтакте” я запускал обсуждение, в ходе которого подписчики предлагали свои варианты. Однако они оказались чересчур удручающими: Калинка-малинка, Подмосковные вечера, Катюша. Ну нет, всё не то. Посмотрите что играли парни в туре все годы ранее: в основном это местные рок-группы, метал-исполнители. В конце концов, слушать это любителям метала и рока. Русские народные мотивы лишь рассмешили бы собравшихся, что в какой-то мере неплохо, но не отражает сути перформанса, каким он является весь “Worldwired Tour”. Поэтому единогласно (не могу вспомнить кто именно предложил вариант, лично я о нём думал почти с самого начала) отправили группе Metallica следующий вариант: безусловный хит и негласный гимн покорителей космоса СССР и России, великолепную песню советской спейс-рок группы Земляне - “Трава у дома”.
До последнего момента не было гарантий, что именно со слов “Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна…” начнёт свой номер Трухильо с Хэмметтом на подмоге. Потому что никто не говорил, что ребята воспользуются именно нашим вариантом. За него, конечно же, поблагодарили и заверили, что Робу передали. Я верю в людей и считаю, что скорее всего Труха увидел наши присланные материалы. Но, как выяснилось, нас опередили буквально у финиша. Кто это сделал говорить не буду, но люди тоже вполне солидные и по профессиональной деятельности имели контакт с группой накануне их визита в Россию. Поэтому получилось так, как получилось. Я думаю никто не расстроен, ибо финальный вариант, композиция “Группа крови” советской рок-группы Кино идеально вписалась в устоявшуюся парадигму подобных сюрпризов. Основные тезисы описал в предыдущем абзаце. Текст знал абсолютно каждый, а творчество Виктора Цоя само по себе в нашей стране даже 30 лет спустя его трагической гибели остаётся на слуху и редко встречает “хэйт”. Не удивительно, что по всем каналам ТВ и абсолютно по всем новостным ресурсам разлетелась новость, а фанатские видео на Youtube.com с “Группой крови” взлетели по количеству просмотров за считанные часы.
Казалось, что от шока и адреналина в крови остальные соло и джэмы, следующие за “Группой крови”, уже никого не волновали. А далее Роберто сыграл отрывок из песни “ManUNkind” (одно из немногих, что он лично сочинил для пластинки “Hardwired… To Self-Destruct”), а также бас-соло из медленной части “Orion” под кадры хэдбэнгинга Клиффа Бёртона (Cliff Burton) на экранах, известной записи 1985 года. В своём соло Роб совместил басовую партию Клиффа с гармоническим соло гитар.
Прошло немного времени и все остальные музыканты вернулись на сцену: Джеймс, Ларс, Кирк. Следующим номером должна была стать песня с альбома “St. Anger” (2003). В туре до нас ребята чередовали заглавную “St. Anger” с песней “Frantic”. И с вероятностью в 50% нам выпала вторая. Вокруг меня в “фанке” многие расстроились, так как ждали именно “Штангер”. А что ждали больше всего вы? Лично я рад, что вообще сыграли что-то с этого провокационного альбома. В России прежде ни одна песня со “St. Anger” не игралась. Переиграна была вся классика вдоль и поперёк, был исполнен почти весь “Death Magnetic”, множество каверов из “Гаража” и даже безальбомная “Lords of Summer”. Фанаты действительно очень соскучились по пластинке, которую 15 лет назад поливали грязью и уходом от истоков. Вспомните как многие были рады, когда первые песни со “Штангера” появились в туре и мы делали об этом отчёты.
Сюрпризы и интересные песни на этом закончились. По крайней мере на какое-то время. На концерте 21 июля началась пора бессмертной и бессменной классики, без которой не обходится ни одного концерта. “One”, “Master of Puppets”, “For Whom the Bell Tolls”, “Creeping Death”, “Seek & Destroy”. Почти всё это время, начиная с “Master Of Puppets” музыканты провели максимально близко к фанатам на козырьке снейк-пита. А к “For Whom the Bell Tolls” вообще появилась отдельная барабанная установка для Ларса на снейк-пите, после чего и его, и остальных ребят стало видно намного лучше, чем когда они играли на основной сцене. К тому моменту мы с моим напарником проникли максимально близко к сцене, к снейк-питу и за лесом рук наконец-то стало видно музыкантов с ног до головы. После “S&D”, песни являвшейся закрывашкой долгие годы, Хэтфилд со всеми попрощался и ребята удалились со сцены.
Экран и освещение погасли, Metallica ушли со сцены. Очевидно было, что ещё не всё, даже несмотря на то, что аж 15 песен и 2 часа чистого выступления позади. Далее следовал один из самых интригующих номеров вечера. По крайней мере таковым он был 2 ветки европейского летнего тура из 3-х. На последней ветке, финалом которой должна была стать Москва ситуация стабилизировалась и у многих отлегло. А вопрос был в том, что за песня будет за номером 16, “Spit Out the Bone” или “Lords of Summer”. Скотским образом они чередовались 50/50 с мая по июнь, но в июле группа всё же остановилась на “SOTB”. Причин переживать лично у меня несколько: во-первых, при сравнении “Spit Out the Bone” намного более серьёзная, проработанная и трэшевая песня, нежели “Lords of Summer”. В ней ярче всего на новом альбоме чувствуется подростковый бунтарский дух ранней Металлики. Как администратор всех крупных сообществ по Металлике не могу не поделиться личной статистикой комментариев пользователей последних 2,5 лет. Почти все они то и дело о том, что “Spit” чуть ли не лучший трэш-номер группы за последние 30 лет. Обычно я очень нейтрален и демократичен, но в данной ситуации и при данном выборе я всё же не удержусь от нелестных комментариев в адрес “Lords of Summer”. Песня хоть и стала лучше после подрезки для альбома “HTSD” (в 2019 году Metallica играет альбомную версию 2016 года, а не сингловую 2014 года), но всё ещё остаётся скучной и затянутой. В октябре 2016 года мы с ThRaSheR’ом делали рецензии на новые на тот момент сигловые песни. В том числе я писал большую подробную рецензию, где излил всё, что думаю о песне “Lords of Summer”. Почитать мои мысли и мысли моего коллеги можете вот здесь. В общем, определились. Песня скучная, бессмысленная и содержит кучу повторений своего же творчества (подробнее об этом в моей рецензии). Это во-первых. Во-вторых, в Москве мы её уже слышали в 2015 году. Очевидно, что 21 июля российские фанаты были обязаны услышать “Spit Out the Bone” и тем более под российский триколор на главном экране сцены.
После самой быстрой песни данного вечера последовала самая медленная. Медленная, но одна из самых узнаваемых в творчестве группы. Помню с каким диким восторгом мы с моим другом на трибуне C всё в тех же “Лужниках” пели “Nothing Else Matters” 12 лет назад. Эта песня, пожалуй, сильнее других впечатлила тогда мой подростковый ум, оставив отпечаток и по сей день. Конечно, таких же чувств, как в 2007-м (который уже не вернуть) великий “NEM” уже не даёт, но я из концерта в концерт вижу как даёт другим. Особенно, кто приходит на Металлику впервые. Сыграв соло “Nothing Else Matters” под гитарный фон традиционно показал на камеру медиатор с наименованием города, даты и лого группы, после чего принялся играть вступление к “Enter Sandman”. Песня, без которой также невозможно представить ни одного концерта. А аутро в виде убыстренного риффа “The Frayed Ends of Sanity” поставило жирную точку в более чем двухчасовом сете группы. Раскидав килограммы медиаторов и десяток барабанных палочек в близлежащие ряды фан-зоны и снейк-пита каждый по очереди в своей манере поблагодарил, а Ларс ещё традиционно обещал вернуться. Окончательной жирной точкой стал ролик под музыку Apocalyptica - “Nothing Else Matters”. С примерно одинаковой концепцией группа снимает и публикует на своём канале “Youtube” подобные видео с заголовком “Thank You, [город]“. Но для меня стало сюрпризом, что это видео показывается ещё и на самом концерте. Представьте себе, в нём помимо прекрасных кадров городов и достопримечательностей есть и кадры с концерта, бегущих к решётке фанатов и размахивающих флагами у стадиона. За то время, что шёл концерт, всё это было смонтировано и показано на сцене. Уровень подготовки и проработки шоу впечатляет.
Итак, что хотелось бы сказать. Концерт на большой спортивной арене “Лужники” стал явно более запоминающимся, чем в том же “Олимпийском” в 2015-м. Шоу стало сложнее, красочнее и дороже. Надо отдать должное, что вместе с повышением цен на билеты повысилась и визуальная дороговизна действа. Для справки: 2015 фан-зона стоила сначала 6 000₽, после очередного обвала рубля официальный ценник изменили до 8 000₽ не считая сбора концертных агентств; а в 2019-м фан-зона официально стоила 9 000₽ и танцпол 7 000₽. О звуке судить не буду, так как лично я с напарником находился в фан-зоне, а половину концерта почти у самой сцены. Явно это не то место, куда стоит идти за хорошим звуком. Когда “ударка” Ульриха была на носу снейк-пита и было слышно его родную игру, в то время как звук из динамиков запаздывал на целую секунду. Кто был на трибунах - рассказывайте как вам звук. Сама группа прилетела лишь в 16 часов в Москву и по нашей информации быстро улетела обратно. Так что каких-либо фото папарацци скорее всего не будет. Будем надеяться, что им всё понравилось. С нашей стороны всё было сделано на высшем уровне, приём был теплейший и это заслуга каждого, кто не поленился, нашёл возможность и средства посетить концерт в “Luzhniki Stadium” 21 июля 2019 года. Эта дата уже попала в историю. Как группы, так и нас с вами. Ждём новых таких дат, новой музыки, новых выступлений. Я думаю для группы было очевидным, что в нашей стране их творчество ценится по-особенному сильно. Осталось набраться терпения и возможности организаторов замутить нам новые концерты. Практика показывает, что сделать это для Металлики невероятно сложно. Пусть следующий раз пройдёт как по маслу. Ну, а мы как всегда встретим со всем размахом.
FROM RUSSIA WITH LOVE!
Репортаж: Дмитрий “Dimon” Сотников
Локация: Moscow, Russia
Дата: 21 июля 2019 года
Арена: “Luzhniki Stadium”
Гастроли: “WorldWired Tour”
Другие исполнители: Ghost, Bokassa
Setlist:
The Ecstasy of Gold (Ennio Morricone song)
Hardwired Intro
1. Hardwired
2. The Memory Remains (with extended outro)
3. The Four Horsemen
4. Harvester of Sorrow
5. The Unforgiven
6. Now That We’re Dead
7. Moth Into Flame
8. Sad but True
9. Halo on Fire (followed by Kirk & Rob’s solos incl. ‘Gruppah krovee’, ‘Blood Brothers’, ‘ManUNkind’ & ‘Orion’)
10. Frantic
11. One
12. Master of Puppets
13. For Whom the Bell Tolls
14. Creeping Death
15. Seek & Destroy
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
16. Spit Out the Bone
17. Nothing Else Matters
18. Enter Sandman (with ‘The Frayed Ends of Sanity’ outro)
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.